en
14.06.2021
en
Центр свободной журналистики
Правда - наше оружие
+7 922 179 54 52
71.6797
87.3274

"Приватизированное небо"

В трудных жизненных ситуациях акторы приватизаций просят денег у государства

27 января 2021 в 16:26
Главный редактор

Холдинг «Аэропорты регионов», входящий в группу «Ренова» Виктора Вексельберга, выступил инициатором по введению код-шеринга на субсидируемых маршрутах. Данную инициативу поддержали и шесть авиакомпаний. Основной мотив таких действий – это повысить заполняемость рейсов на субсидируемых государством маршрутах. О чем авиакомпании вместе с владельцем аэропортов обратились в Росавиацию. В данную группу «Реновы» входят аэропорты: Екатеринбург, Самара, Саратов, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Новый Уренгой, Камчатка.

Для екатеринбургского «Кольцово» эта мера должна стать спасительной, поскольку из-за пандемии пассажиропоток стал чрезвычайно низким: страдает и аэропорт, и авиаперевозчик. По замыслу инициаторов такой меры, совместные рейсы повысят пассажиропоток. А это значит, что за счёт государства хотят выжить в трудный час и авиаперевозчики, и авиа-терминалы.

Отметим, что вышеназванные аэропорты акционированы и приватизированы. Вместе с госструктурами (долевые собственники) зарабатывают и частные лица (держатели акций). Но как только наступает затруднительный период, то частные предприятия/лица (держатели акций) сразу обращаются к государству за материальной помощью. Таким путём прошел аэропорт в Калуге: он был в госсобственности, потом его акционировали и приватизировали, но низкий пассажиропоток не позволял его содержать и его снова вернули в государственную собственность. Сейчас он стал прибыльным, потому что в Калужской области сконцентрированы промышленные предприятия, улучшился инвестиционный климат.

Аэропорт «Кольцово», приватизированный со скандалами во времена свердловского премьерства Дениса Паслера, тоже находится сейчас в затруднительном финансовом положении. Поэтому чтобы выжить холдинг «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга заинтересован в развитии хаба в Екатеринбурге за счет синергии двух авиакомпаний — Red Wings и «Уральские авиалинии». Поскольку у Red Wings есть субсидированные рейсы, а у «УА» их нет.

На данный момент уже начата процедура по приватизации АО «Аэропорт Оренбург», который согласно открытым источникам, представляет собой имущественный комплекс, состоящий из аэропорта в Оренбурге и филиала в Орске.

Сегодня губернатором Оренбургской области является экс-премьер Свердловской области Денис Паслер, уже имеющий опыт приватизации аэропорта «Кольцово». И если в Екатеринбурге у аэропорта есть статус международного, здесь регулярно проводятся международные мероприятия и пассажиропоток после окончания пандемии восстановится, то тупиковый в этом смысле Оренбург вообще не имеет шансов. И в период какого-либо кризиса тоже будет просить деньги у государства в виде субсидий (невозвратная сумма). Более того, в Оренбургской области нет такой концентрации предприятий, как в Свердловской области или Калужской; так же Оренбург не может стать авиатранспортным узлом в силу своего географического положения.

Стоить отметить, что, например, аэропорт в Екатеринбурге – пассажиро-транспортный, где большая доля перевозок приходится ещё и на грузы. Для чего построен специальный грузовой терминал. А в Оренбурге и Орске аэропорты специализируются - только на перевозке пассажиров, что значительно снижает прибыльность. Аэропорты Оренбуржья, скорее, социально ориентированные предприятия, поэтому, наверное, и нет смысла в их приватизации, и не совсем целесообразно делать из них чисто коммерческие проекты. Если авиагавани Оренбурга и Орска останутся после акционирования в госсобственности, то и решать вопросы с материальной помощью в трудный момент будет гораздо легче. В чём смысл приватизации, пока непонятно.

Аэропорт может успешно работать и приносить прибыль только в том случае, если есть авиакомпании, готовые регулярно доставлять пассажиров и получать с этого прибыль. Привозить пассажиров и работать себе в убыток никто из авиакомпаний не будет. Соответственно, нет пассажиропотока – нет авиакомпаний – нет и действующего прибыльного аэропорта.

Коммерциализация аэропортов обоснована в тех случаях, когда есть стабильный пассажиро- и грузовой поток. И если, к примеру, у Екатеринбурга, Самары, Саратова всё-таки есть шансы вернуться к допандемийному уровню и начать снова зарабатывать, то у Оренбурга и Орска, к сожалению, их никогда не было и не будет.   

Напомним, что под управление Дениса Паслера в Оренбуржье должны приватизировать одно из самых доходных предприятий - ГУП "ОКЭС".

Главное фото: http://orenairport.ru/