en
25.04.2024
en
Центр свободной журналистики
Правда - наше оружие
+7 922 179 54 52
92.5058
98.9118

«В тесноте - в большой обиде»: в Екатеринбурге катастрофический дефицит школ. Всего 5 новых школ за 10 лет!

Половина городского бюджета Екатеринбурга - 22 000 000 000 рублей - выделяется на образование. Но школ не хватает, да и строить их уже негде. C таким отношением к школе Екатеринбург рискует стать самым деградирующим миллионником России. Оставаться ли в этом городе? Новостройки пустуют. Проблема миграции. Потеря инвестиций.

22 апреля 2019 в 21:11

К 2025 году все российские школы должны быть переведены на односменный режим работы. Такие меры по указу президента Владимира Путина планируется реализовать в рамках приоритетного проекта по созданию современной образовательной среды. Для жителей Екатеринбурга указ президента кажется пока что чем-то из области фантастики. Ведь ситуация со школами в нашем городе катастрофическая. Мест в учебных учреждениях не хватает, школы переполнены, здания многих школ в ужасном состоянии. От этого страдают и дети, и учителя, и родители, которые борются за место для своего ребенка в первом классе, а это, учитывая обстановку, совсем непросто.

В микрорайоне Академическом ситуация обострилась до предела. Родители начали собирать подписи для инициирования строительства школ, чтобы хоть как-то повлиять на происходящий беспредел. По правде говоря, они уже готовы выходить на улицы и собирать митинги, чтобы заставить городские власти начать строительство школ. Микрорайон «Академический» (пиар-проект «Единой России») растет бешеными темпами, а социальных объектов больше не становится. Детям негде учиться!

И это катастрофическое положение создалось на фоне того, что расходная статья «Образование» - самая большая в городском бюджете Екатеринбурга. К примеру, в 2018 году из всего бюджета Екатеринбурга, который составлял 41,3 млрд рублей, более 50% - 22 млрд рублей - выделено именно на сферу образования.

Почему в нашем городе возник острый дефицит школ, кто в этом виноват, и как екатеринбургская администрация планирует решать проблему — в большом материале «Freepressa».

Обрисуем ситуацию

Население Екатеринбурга в 2018 году перевалило за 1,5 млн и составило 1501700 человек, из них 157089 человек — школьники. В первую смену обучаются 73% учащихся, 27% занимаются во вторую смену.

Количество первоклассников с каждым годом увеличивается. Если в 2015 году в школу поступали 16275 человек, то в 2018 году в образовательные учреждения были зачислены уже 18943 ребенка – больше почти на 3000 человек, что соразмерно 3-м новым школам. Предполагается, что в 2019 году число первоклассников будет еще больше.

В настоящий момент примерно четверть екатеринбургских школ переполнены. Количество заявлений от родителей первоклассников превышает количество открытых мест в сорок одной школе. Это школы и гимназии №: 5, 11, 12, 18, 19, 25, 35, 40, 44, 45, 46, 47, 52, 53, 63, 65, 67, 68, 69, 70, 80, 91, 100, 105, 106, 110, 120, 122, 130, 134, 138, 144, 151, 156, 159, 161, 164, 165, 167, 178, 180, 184, 200. 

На карте мы видим, что школы переполнены практически во всех районах города.

В городском департаменте образования нашей редакции сообщили, что проблема школ, действительно, острая, и ее в настоящий момент пытаются решить.  С 2008 года в Екатеринбурге было введено в эксплуатацию 14 зданий школ, из них всего 5 — новые школы. Кроме этого, за последние 10 лет расширены и обновлены гимназии №№ 2, 5, 39, 155, школы № 4, 22, 39 (начальная), 104, 129, 131, лицей № 88, а также образовательный центр в микрорайоне «Мичуринском». И это при том, что за 10 лет население города выросло на 300 тыс. человек. За это время было построено 10,5 млн кв.м. жилья.

Прирост численности обучающихся фиксируется ежегодно более, чем на 5%. Если в 2016 году в школах города обучалось 141 тыс. человек, то сегодня их уже более 157 тыс.

По оценке администрации города, для выполнения поручений Владимира Путина по полному обеспечению потребности в местах в общеобразовательных организациях необходимо капитально отремонтировать не менее 85 зданий, провести реконструкцию 49 зданий и построить не менее 30 зданий. Прогнозная потребность в создании новых мест в школах на период до 2025 года составляет более 90 000 мест.

Как решают проблему?

В департаменте образования заверяют, что в настоящий момент проектируются новые школы, реставрируются старые, однако плотность жилой застройки Екатеринбурга растет быстрее, чем происходит строительство школ.

На карте отмечены пять школ, построенных в Екатеринбурге за последние 10 лет (красные значки), а также самые крупные и известные жилые комплексы, которые были возведены и продолжают расти по сей день (синие значки).  Разница в скорости строительства жилых площадей и социальных объектов очевидна.

 «Проблема также состоит в том, что не всегда имеется достаточная площадь территории для строительства новых зданий общеобразовательных организаций в тех микрорайонах, где существует наибольшая потребность в местах», — сообщили в департаменте образования.

Возникает вопрос, почему для строительства жилья территория в городе находится, а для строительства необходимых социальных объектов, таких как школы, нет. Может быть для них необходима какая-то специальная земля, и к ней предъявляются особенные требования? С этим вопросом мы и обратились к главному градостроителю института УралНИИпроект Григорию Мазаеву. Кстати, именно в УралНИИпрокте и разрабатывались региональные нормы градостроительства.

«Для строительства школы нужна территория площадью 1,5 га. Каких-то особенных требований к земле, на которой должна строиться школа, нет», — заверил нас Мазаев.

По его мнению, сейчас первоочередная задача администрации — определение места для размещения школ.

«Система образовательных учреждений в Екатеринбурге развивается, но недостаточно быстро. Школ мало. Особенно в центральном районе, где как раз все застройщики и желают воздвигнуть очередной дом. Я считаю, что одна из главных задач администрации города — определить места для размещения школ, зарезервировать эти участки и ни в коем случае не отдавать их под строительство жилья. К сожалению, нормы градостроительства в этой области зачастую нарушаются. Обидно, что под строительство жилых комплексов администрация территорию всегда находит, а под школы — нет», — рассуждает главный градостроитель института УралНИИпроект Григорий Мазаев.

Кроме этого известно, что согласно пп.18 и 19 (раздел 3) Норматива градостроительного проектирования ГО МО г.Екатеринбурга, радиус пешеходной доступности общеобразовательной организации (школы) должен составлять не более 500м. При этом расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности общеобразовательными организациями следует принимать в значении 114 учащихся на 1000 жителей. Но на деле мы видим, что данные нормы не соблюдаются и никто не может заставить застройщиков их исполнять.


Сплошные нарушения

Типичный и самый яркий пример нехватки школ в Екатеринбурге – относительно новый микрорайон «Академический», который, между прочим, вскоре станет восьмым районом города. Городские власти приняли такое решение в прошлом месяце. По словам главы Екатеринбурга Александра Высокинского, все принципиальные решения уже приняты, в настоящий момент готовится проект областного закона. Инвестиции в строительство нового микрорайона составили порядка 100 000 000 рублей.

На сегодняшний день в «Академическом» проживает прядка 100 тыс. человек. При этом здесь функционируют всего четыре школы: №16, 19, 23 и 181. Проектная мощность четырех школ — 4550 человек. При таком количестве учебных мест в Академическом должно проживать не более 39 тыс. человек. Получается, что нормы нарушены более, чем в два раза. Сейчас школы микрорайона переполнены, в них обучается более 8500 человек, дети по несколько лет подряд учатся во 2-ую смену. О каком качестве образования может идти речь при такой нагрузке? Абсолютно непонятно. Нагрузка на учителей тоже колоссальная.

При населении в 100 тыс. человек в «Академическом» должно быть 10-11 школ, согласно тем же Нормативам. Но их всего 4.

На карте обозначены школы и радиус пешеходной доступности конкретных общеобразовательных организаций (500м). Дома, которые находятся за пределами красных кругов, не имеют в радиусе 500 метров школ. Это нарушение норм градостроительства.

мкр."Академический": школ не хватает.

Власти обещали, что уже совсем скоро начнется строительство пристроя к школе №181. Однако на днях торги на строительство корпуса с треском провалились. В торгах приняла участие только одна компания и ее заявка была признана не соответствующей условиям конкурсной документации. Застройщики просто не хотят участвовать в строительстве таких объектов, потому что это не выгодно и не прибыльно. То есть для строительства, к примеру, Екатеринбург-Арены нашлись и деньги, и застройщики, ведь это престижно, а строить объекты для детей у нас никто не хочет. Получается, государственные органы власти их тоже не могут заставить. Мы видим практику в нашей стране, когда при желании находится всё для строительства олимпийских объектов, стадионов, выставочных центров, но в случае строительства школ такой государственной инициативы и стратегии нет.

Стоит отметить и то, что строительство нового корпуса школы №181 в «Академическом» проблему нехватки учебных мест не решит. Чтобы мест стало достаточным, необходимо построить как минимум несколько образовательных учреждений. Это и пытаются донести родители, живущие в микрорайоне, до властей, о чём наша редакция уже сообщала.

Увы, но проблема актуальна и для микрорайонов, которые начали свою историю гораздо раньше «Академического». Например, «Компрессорный» — удаленный микрорайон на юго-востоке города. Когда-то он был абсолютно автономным и самостоятельным. Здесь жили сотрудники Уральского компрессорного завода. В «Компрессорном» функционировали три школы: №71, 53 и 190. В 2010-2011гг. школа №190 была закрыта. На ее месте появился детский сад. В микрорайоне остались всего 2 школы, общее количество учебных мест которых составляет 2250 человек. Позже «Компрессорный» начал активно развиваться: на улице Латвийской началось строительство ЖК «Хрустальные ключи», на улице Яскина — ЖК «Самоцветы». Однако о дополнительной школе, видимо, никто не подумал. В 2015 году население микрорайона составляло 23 тыс. человек, и это, не учитывая новых домов. Сейчас цифра явно больше. По нормам градостроительства при наличии в «Компрессорном» двух школ, здесь должно проживать не более 19 тыс. человек. При населении в 23 тыс. человек, в «Компрессорном» уже должно быть 3 школы. Нарушение на лицо.

Новые ЖК «Самоцветы», ЖК «Хрустальные ключи» и еще около десятка жилы домов не имеют школу в радиусе 500м.

Еще один микрорайон с аналогичной историей находится в восточной части города — ЖБИ. На первый взгляд может показаться, что школ и гимназий здесь много — целых семь: №45, 82, 150, 151, 157, 164 и 176. Практически все дома имеют в радиусе 500 м образовательное учреждение. Однако многие школы небольшие. Их общая вместимость — 5750 учебных мест. Население ЖБИ в 2000 году составляло 65 тыс. человек. На сегодняшний день цифра, конечно, намного больше. ЖК «Рассветный», ЖК «Олимп», ЖК «Новый дом» —все комплексы были построены недавно. Кроме этого, сейчас ведется активное строительство ЖК «Сказка» и ЖК «Восход». ЖБИ растет. При существующем в микрорайоне количестве учебных мест здесь должно проживать не более 50 тыс. человек. Снова несоблюдение Нормативов, сказывающееся на здоровье учеников, родителей, учителей и на качестве образования. Родители вынуждены возить своих детей в школы, которые находятся в отдалённых районах.

Мкр. «ЖБИ»: школ не хватает.

Аналогичная ситуация складывается в микрорайоне «Пионерский», «Мичуринский», в центральной части Екатеринбурга и др.

В декабре 2017 года председатель комитета по строительству администрации города Николай Сметанин в программе «Сумма мнений» утверждал, что одно школьное место стоит 900 тыс. рублей. То есть строительство школы на 550 мест с нулевого цикла — всего 500 млн рублей. Возможно сейчас, спустя два года, стоимость немного увеличилась. Но по сравнению с суммами, выделенными на екатеринбургское образование в 2018 году, сумма не такая уж и большая. Почему нельзя было своевременно построить несколько школ, чтобы не возникло такого острого дефицита мест или хотя бы оставить для них место на карте города?

Вопрос остается без ответа. Редакция «Freepressa» готовит соответствующие запросы в департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга. Мы будем следить за дальнейшим развитием событий.

Вопрос нехватки школ становится настолько острым, что застройщики могут потерять вложенные многомиллионные инвестиции. Оценивая неудовлетворительную социальную благоустроенность района, люди не будут покупать квартиры в этом районе, в этом городе. И, в связи с этим, возможен отток людей из Екатеринбурга, будет спровоцирована миграция населения. Если народ сегодня об этом уже задумывается, и если не будет никаких изменений, то завтра народ это сделает: уедет отсюда. Образование и школы – это наше стратегическое будущее.

Исходя из того, что из бюджета Екатеринбурга ежегодно на образование уходит порядка 22 000 000 000 рублей, исходя из того, что на строительство 1 школы из городского бюджета требуется всего 500 млн рублей, положительные изменения вполне реальны. Тем более, возможна система софинансирования из регионального и федерального бюджетов. Возникает вопрос – куда уходят 22 000 000 000 рублей? Где эти деньги, на которые школы могли бы быть построены? И почему народ уже готов к протестам и митингам? Нарушается Конституция, никто не обеспокоился, что эти строительные нормативы не соблюдаются не один десяток лет, не выполняются Указы Президента. Ведь это подсудные дела.

Сегодня это дети, а завтра народ (С.Михалков). Эти дети, которые ходят в школы и получают какое-то образование, завтра станут нашими с вами врачами, учителями, судьями, правительством. В какие руки мы попадём? Какие умы будут управлять нашей жизнью и жизнью наших детей?

 

Главное фото: news3day.ru

 

Фотогалерея

Ссылки по теме: