В Тюменском арбитражном суде в отличие от Свердловского свой дресс-код у лиц, содействующих правосудию: прозрачная одежда, похожая на пеньюар, полосатые рубашки или музыка в наушниках при оглашении решения суда. Данные фото нам прислали неравнодушные читатели, пожелавшие остаться неизвестными.
Итак, новый стиль официальности, сдержанности, традиционности и аккуратности от сотрудниц Арбитражного суда Тюменской области
В Арбитражном суде Тюменской области помощники судей и секретари судебных заседаний при полном попустительстве председательствующих судей и самого председателя суда явно и открыто нарушают требования ч.8.2 ст.45 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 №1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) "Об арбитражных судах в Российской Федерации": "Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата арбитражного суда, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов".
ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" обязывает носить служебную форму и помощникам судей, и секретарям судебных заседаний, которые участвуют в судебных заседаниях а также если они непосредственно и лично взаимодействуют с гражданами или представителями организаций при организации судебных процессов.
По одному из данных фактов Freepressa направила редакционный запрос председателю Арбитражного суда Тюменской области Олегу Жирных. И вот что он ответил: "Арбитражным судом Тюменской области запланировано обеспечение государственных гражданских служащих служебным обмундированием. До приобретения (пошива) служебного обмундирования государственные гражданские служащие суда руководствуются Положением о внешнем виде сотрудников суда, утвержденным приказом от 02.09.2022 №55". Данный Приказ и сам ответ председателя Тюменского арбитражного суда Олега Жирных противоречит вышеуказанному требованию ФКЗ, поскольку никаких исключений из закона императивная норма, ч.8.2 ст.45 ФКЗ-1, не содержит.
Согласно открытым данным, Олег Жирных Указом Президента Российской Федерации от 04.11.2022г. №790 назначен на должность председателя Арбитражного суда Тюменской области. Олег Жирных какие меры предпринял, чтобы у помощников и секретарей в суде, который он возглавляет уже два года, появилась служебная форма? Он предпринимал активные действия как председатель суда? Или виновно бездействовал? Это уже вопрос компетенции Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Как бы то ни было, мы видим открытое и явное нарушение массового характера Федерального конституционного закона в Арбитражном суде Тюменской области. Может, тогда и все процессы отложить, чтобы дождаться надлежащего исполнения ФКЗ работниками аппарата суда? Или табличку на входе в суд повесить: "У сотрудников суда нет формы, но будет. Потом. А пока наши помощники и секретари временно нарушают ФКЗ, не обращайте на это внимание, на принятие решения суда это не повлияет". Повлияет. И еще как. Через такое явное игнорирование требований Федерального конституционного закона разве может быть принято законное, обоснованное и мотивированное решение? Конечно, нет. Получается, суд избирательно подходит к обязательному исполнению ФКЗ: какой получается ФКЗ, такой и исполняем, а какой – нет, ну нарушаем ФКЗ, простите нас. Тогда закономерный и логичный вопрос: какие еще ФКЗ нарушают в Тюменском арбитражном суде при рассмотрении арбитражных дел?
А если стороны по делу нарушат ФКЗ или ФЗ? Судьи так же будут к ним благосклонно относиться? Ну, не получилось у ответчика исполнить обязательства по договору (денег нет), ну ладно, простим ему, вот когда будут деньги, тогда и исполнит оспариваемый договор на десятки миллионов рублей. Или у него запланировано исполнение договора в будущем, а пока денег нет, но вы держитесь. Почему-то суд, опираясь на императивные нормы гражданского или административного законодательства выносит решение не в пользу стороны по делу, мотивируя тем, что сторона по делу нарушила требования Законодательства, подлежащие обязательному применению. Никакой пощады нет. То же самое и в уголовном судопроизводстве.
К примеру, если организация нарушит условия госконтракта? Ей тоже простят? Нет. И практика показывает, что по всей строгости закона органы власти применяют меры реагирования. Почему Закон обращен на исполнение только в нашу сторону -- граждан и организаций? А почему меры реагирования не применяются к носителям судебной власти? Секретарь и помощник судьи – лица, содействующие правосудию в арбитражном процессе (ст.54 АПК РФ). Они явно и открыто нарушают ФКЗ, и при этом они вот так содействуют Правосудию при полном попустительстве председателя суда и председательствующего в процессе?
А теперь по ситуации в Тюменском арбитражном суде. Женщины без служебной формы в судебных заседаниях являются гражданскими служащими? Если да, то обязаны исполнять Закон. Если нет, то что посторонний человек делает в судебном заседании, помогая судье? Почему председательствующий судья, видя явное и откровенное нарушение ФКЗ, так лояльно относится к нарушению Закона? При рассмотрении дела судья тогда и в других случаях, по аналогии, тоже лояльно относится к нарушению сторон по исполнению гражданских обязательств, которые являются обязательными по действующему Законодательству РФ?
В социально-правовом государстве за нарушение закона должна быть понесена ответственность. Но здесь ее нет. Почему-то. Там, где Закон должны исполнять в первую очередь, сами его нарушают, и даже причин не приводят. Денег нет? На исполнение Закона в суде нет денег? Если, к примеру, у предпринимателя нет денег на уплату налогов, предусмотренную в обязательном порядке Законом, ему тоже простит налоговая инспекция? Или за оплату коммунальных услуг поставщики тоже простят долги за два года? И скажут, вот когда будут, тогда и заплатите? Конечно, нет. Ему начнут расчет пени, потом штрафы рассчитают и в обязательном порядке взыщут. Итак, мы видим, что при социальном партнёрстве между обществом и государством, общество (гражданин, организация) должно исполнять закон, а вот государственные структуры не всегда и они сами себя всегда оправдают и простят. Потому что у них на исполнение Закона денег нет, а вот если у нас нет, то нас накажут, предусмотренными санкциями в Российском Законодательстве. Если организация нарушит условия госконтракта? Ей тоже простят? Нет. И практика показывает, что по всей строгости закона органы власти применяют меры реагирования. Почему Закон обращен на исполнение только в нашу сторону?
"Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность", -- п.29 Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.04.2011 №79 (ред. от 10.09.2018) "Об утверждении Типового кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации".
Прозрачная одежда, полосатые рубашки, наушники у помощницы судьи при оглашении решения -- это и есть официальность, сдержанность и традиционность? К сожалению, текст Приказа №55 от 02.09.2022г., на который ссылается председатель Тюменского арбитражного суда Олег Жирных, нам неизвестен.
Однако известно и опубликовано Постановление Совета судей РФ от 07.12.2023 №32 "О Типовых правилах пребывания посетителей в судах". Согласно п.2.12 данного Постановления, посетителю откажут в допуске в здание суда, если он будет в спортивной или пляжной одежде и обуви, в шортах выше колен. Т.е. для посетителей есть правила ношения одежды при желании попасть в здание суда, и его неукоснительно соблюдают в отношении посетителей. А как же конституционный принцип равенства всех перед законом?
Если посетитель сошлется на нехватку денег для покупки другой одежды, вряд ли это будет уважительной причиной, чтобы его в таком виде пропустили в суд -- в шортах и пляжной футболке, в глубоком декольте или в прозрачной сетке. Но опять повторюсь, помощникам судей (секретарям) можно нарушать Федеральный конституционный закон и оправдывается всё это ожиданием пошива формы без установления сроков ожидания.
Почему уже два года в Арбитражном суде Тюменской области как не могут заказать форму своим помощникам и секретарям? Почему к соблюдению и неукоснительному исполнению федерального законодательства в АС Тюменской области подходят избирательно? Будет ли это Правосудием, если Федеральный конституционный закон нарушается как в самом суде, так и непосредственно в судебном заседании? ФКЗ по обязательному ношению Формы в Арбитражных судах утвержден Госдумой, одобрен Советом Федерации, подписан Президентом Российской Федерации Путиным Владимиром Владимировичем 16.04.2022г. Авторы закона мотивировали введение этой нормы, чтобы повысить доверие общества к суду. Вот как на местах исполняют Законы, подписанные Президентом. Вот как повышают доверие общества к суду. И пока есть вопросы без ответов. Доверие общества к суду есть в таком случае?
Форму и содержание ответа председателя Арбитражного суда Тюменской области Олега Жирных подвергнем правовой юридической критике уже в следующем материале. Здесь тоже есть явные нарушения Федерального законодательства Российской Федерации.
Напомним, ранее мы писали, что в Свердловском арбитражном суде судья может ходить в кроссовках, а сотрудники суда -- в шортах или футболках с коротким рукавом. Видимо, это тоже такая официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.