«В План приватизации включено государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть», - ответил на редакционный запрос Freepressa министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Александр Самбурский.
Также министр Александр Самбурский указал, что приватизация ГУПа «Оренбургкоммунэлектросеть» (далее – «ОКЭС») входит в принятый План, который утверждён Законом Оренбургской области от 20.12.2019 №2010/527-VI-ОЗ (ред. От 25.06.20220) «Об областном бюджете на 2020 и на плановый период 2021 и 2022гг». В ответе министр к тому же ссылается и на федеральное законодательство (ФЗ №178), согласно которому во время приватизации ГУП «ОКЭС» будет преобразовано в акционерное общество и 100% акций будут находиться в собственности Оренбургской области.
Как пишет в официальном ответе министр Самбурский, необходимость преобразования государственных (муниципальных) именно унитарных предприятий в хозяйственные общества предусмотрена подпунктом «г» пункта 1 перечня Поручений Президента России от 27.04.2012 №Пр-1092.
Справка
Александр Самбурский – земляк Дениса Паслера, уроженец Екатеринбурга. Работал в правительстве Свердловской области во времена премьерства Дениса Паслера. В декабре 2019г. Денис Паслер взял его к себе министром в Оренбургское правительство.
Freepressa изучила нормативную базу, на которую ссылается министр имущественных отношений Александр Самбурский. Дело в том, что данное Поручение Президент России Дмитрий Медведев подписал после своей встречи с рабочей группой по формированию «Открытого правительства». На данной встрече эксперты неоднократно предлагали Президенту России Дмитрию Медведеву приватизировать унитарные госпредприятия для улучшения инвестиционного климата и для уравнивания в правах с остальными участниками рынка. Возглавлял тогда «Открытое правительство» небезызвестный федеральный министр Михаил Абызов. На данный момент он находится под стражей в СИЗО «Лефортово» в рамках возбужденного уголовного дела по нескольким статьям: «мошенничество в особо крупном размере», «создание преступного сообщества с использованием служебного положения», «легализация средств, добытых преступным путём», «незаконное участие в предпринимательской деятельности», «коммерческий подкуп».
Что интересно, Михаила Абызова, как пишет «Коммерсант», обвиняют в создании организованного преступного сообщества ради махинаций с ценными бумагами предприятий, занимавшихся в Новосибирской области и Алтайском крае производством и передачей электроэнергии и вывода в офшоры порядка 4 миллиардов рублей.
Арест Абызова будет в 2019г, а приватизацию его команда предложила ещё в 2012г., которую Президент поддержал. Но главный аргумент предложенной приватизации всё-таки был: для развития конкуренции и предпринимательства, подразумевающий равные условия для всех, а не преимущества для отдельных лиц.
Вернёмся в наш Оренбург. Оренбургский министр не совсем верно ссылается на п.1 и подпункт «г» перечня Поручений Президента Российской Федерации от 27.04.2012г № Пр-1092. Там говорится вот о чём: «Правительству Российской Федерации представить предложения по ускорению преобразования государственных (муниципальных) унитарных предприятий в хозяйственные общества либо казённые предприятия». Здесь нет речи о необходимости приватизации. Здесь речь только о предложениях.
Да, закон разрешает приватизацию, но не обязывает.
Реорганизация ГУПа в АО – это вполне нормальный юридический процесс. Обычная смена формы юрлица. И если после преобразования предприятия из ГУПа в АО 100% акций останется в собственности Оренбургской области, то вообще нет никаких вопросов. Но почему после преобразования ГУП «ОКЭС» в АО руководство региона намеревается его приватизировать – сделать частным?
И теперь возникает несколько критических вопросов, на которые пока нет ответов ни от губернатора Оренбуржья, ни от его подчинённых:
- Почему ГУП не приватизировали несколько лет назад ещё при предыдущем губернаторе Юрии Берге?
- Будут ли повышаться тарифы на электроэнергию после приватизации?
- Кто станет конечным бенефициаром или собственником акций после приватизации ГУПа?
- Каким образом администрация региона сможет влиять на тарифную политику частной энергетической компании?
Известный оренбургский юрист-общественник, координатор проекта ОНФ "Бюро расследований" в Оренбургской области, Дмитрий Болдырев прокомментировал нашему изданию ситуацию и заявил, что такая процедура приватизации выглядит нецелесообразной: «Предприятие, которое имеет положительный баланс/прибыль по итогам года, а также является социально ориентированным, а это особенно важно для жителей сельской местности, нецелесообразно отдавать в частные руки. Это одно из немногих государственных предприятий, которое приносит прибыль».
Эксперты, знакомые с ситуацией в регионе говорят, что в Оренбуржье есть много убыточных госпредприятий, которые висят балластом на бюджете региона, но их почему-то руководство Оренбуржья не собирается отдавать под приватизацию.
Депутат ЗакСо Оренбургской области Владимир Фролов тоже сомневается в целесообразности и необходимости приватизации самого доходного предприятия Оренбуржья: «В 2019г. «ОКЭС» заплатил самый большой налог на прибыль в Оренбуржье! Даже больше, чем Банк «Оренбург»! ГУП «ОКЭС» - это самое высокодоходное предприятие в области. Я задавал вопрос – для чего ставят на приватизацию такое мощное предприятие, которое выполняет государственные функции и является собственником всех энергосетей районных центров? Система управления этими сетями находится в руках ГУПа, как и система формирования тарифов. Кто будет собственником? Я подозреваю, что это будет «дочка» компании группы «Т Плюс» [крупнейшая частная энергетическая компания, которую до своего губернаторства возглавлял Денис Паслер, - прим. ред.]. ГУП «ОКЭС» выполняет стратегические государственные функции, и его можно даже не переводить в АО. Я вижу здесь интерес определённых лиц для приватизации. Это не государственная политика, а политика временщиков. А чтобы я публично в ЗаСо не поднимал такие вопросы, меня лишили права голоса на 2 ближайших заседания, на которых как раз и будут рассматривать бюджет Оренбуржья, поскольку план приватизации внесли в закон о бюджете».
"Новые решения"
Приватизация прибыльного ГУПа - это, скорее всего, одна из мер «новых решений» Дениса Паслера. «Время новых решений» - девиз Паслера на предвыборной агитации по выборам губернатора Оренбургской области. К этим же «новым решениям», наверное, можно отнести и развал отремонтированного спуска к реке «Урал», падающие «умные остановки», вспученные после ремонта автодороги, снос памятника архитектуры в Бузулуке, приватизация аэропорта Оренбурга, отбирание недостроенных объектов у собственников, вваливание колоссальных сумм на сомнительное благоустройство, выделение миллионов бюджетных средств на строительство для себя лично отдельного входа в администрацию, при этом колоссальная нехватка денег на ремонт и реконструкцию школ, урезание полномочий городского сообщества в генеральном планировании Оренбурга. Всё это было сделано в очень короткий период правления губернатора Дениса Паслера и в его «время новых решений». Пока что история с приватизацией прибыльного энергетического ГУПа тянет на лозунг «время новой приватизации».
Что ещё готовы продать чиновники Оренбуржья для поддержания тренда «новых решений» Дениса Паслера?
Главное фото: okes.ru