В 18-м Челябинском арбитражном апелляционном суде 13 мая 2020г. состоится слушание по делу о расторжении договора аренды земли, отведённой под застройку торгово-административного комплекса «Атриум» в центре Оренбурга.
Истцом выступает департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, ответчик – ООО «Западноабдулино». Первую инстанцию администрация Оренбурга выиграла, а инвестор несёт потери. Выиграл ли от этого город или это полный провал? Потерять инвестора сегодня легко, но найти после таких скандалов – сложно.
Первым доводом, по которому суд посчитал требования подлежащими удовлетворению, является невнесение арендной платы более двух раз подряд.
Дело в том, что противоречия по данному делу тянутся уже много лет. И главное из них: в одном случае администрация Оренбурга считает данный договор заключённым и требует выплачивать арендную плату, а в другом заявляет, что он не заключён и на этом основании запрещает строительство ТАК «Атриум». А ведь разрешение на его строительство администрация Оренбурга выдала ещё в 2002г.
Согласно условиям договора аренды, земельный участок предоставлен для завершения строительства объекта (ТАК «Атриум»): в 2004г. уже вырыт котлован, построены подземная часть блока «Б» и частично блока «А». В то время администрацию города и области возглавляли другие люди. Они посчитали строительство «Атриума» правомерным и законным – выдали разрешение.
Многострадальное место выдержало массу административных притязаний. Но когда в марте 2019г. пришёл Денис Паслер, то вдруг это всё стало невозможным по непонятным причинам. Что же хочет администрация?
И даже если считать договор заключенным, то использовать предмет договора всё равно невозможно: строительство на нём запрещено - Правительство Оренбургской области своим Постановлением № 237-п от 04.04.2016г. установило ограничения, которые препятствуют дальнейшей предпринимательской деятельности ООО «Западноабдулино» - не позволяют возобновить и закончить строительство ТАК «Атриум» в соответствии с ранее согласованным проектом. Ограничения связаны с тем, что близстоящий объект, «Дом офицеров Оренбургского гарнизона», стал памятником архитектуры и объектом культурного наследия (ОКН), охраняемый государством. Поэтому на земельный участок под ТАК «Атриум» наложили ограничительные меры – существенно уменьшена площадь земельного участка, отведённого под застройку. Несмотря на всё это, муниципальные власти требуют с ООО «Западноабдулино» выплачивать арендную плату за этот земельный участок.
Очевидно, что этот памятник архитектуры никто не охраняет: кроме ресторанщиков, владельцев пивных и алкоточек он никому не нужен. И если бы он охранялся государством, то никто не позволили бы там размещать пивные и винные магазины вблизи библотеки и Совета ветеранов, которые тоже находятся в этом здании. Значит, кому-то это нужно.
Когда эта же администрация Оренбурга выдавала разрешительные документы на строительство комплекса, они не содержали требований по охране объектов культурного наследия, а замечания вневедомственной экспертизы не предписывали доработать градостроительный план и проект строительства ТАК «Атриум» в соответствии с требованиями законодательства об ОКН.
Ввиду установления вышеуказанного запрета на капитальное строительство ответчик утратил возможность получить разрешение на строительство для достройки объекта незавершенного строительства.
В итоге собственник объекта признан полноправным арендатором, который обязан платить арендную плату, но при этом не имеющий возможности ни владеть, ни пользоваться арендованным земельным участком. В декабре 2019г. сотрудники ООО «Западноабдулино» на данном земельном участке установили забор для начала строительных работ, но его снесли неизвестные. Кто его снёс? Это хулиганство? Или кто-то выполнил работы по сносу забора по чьему-то указанию? И эта работа была оплачена? Тогда как это назвать? Нарушение закона? Посягательство на частную собственность? Городские власти так или иначе этот снос поддержали.
Апелляция арбитражного суда в Челябинске может положить конец этим противоречиям, если откажет администрации Оренбурга в расторжении договора. Тогда застройщик сможет дальше вести юридическую работу по сопровождению объекта незавершенного строительства ТАК «Атриум». Если суд апелляционной инстанции удовлетворит исковые требования администрации Оренбурга, тогда станет очевидным, что со сменой чиновников в одной и той же администрации одновременно меняется и подход к работе с инвесторами. Кто захочет вкладываться в регион, в котором местные власти сначала разрешают строить такие масштабные объекты, а потом запрещают? И кто же тогда будет строить стратегические объекты в таком скандальном регионе? Администрация? Администрация берет на себя ответственность за ремонт и строительство в городе и регионе? Но пока то, что мы видим, все действия со стороны администрации в плане ремонта, строительства и развития города терпят фиаско:
- Разрушена «Лётка», где учился Юрий Гагарин.
- Разваливается спуск к реке Урал.
- Разрушается на глазах «Военное собрание».
- Вспучены дороги после недавнего ремонта.
- Валятся новые «умные остановки».
- Снесли памятник архитектуры в Бузулуке.
Напомним, что здание «Военного собрания», согласно публичной кадастровой карте, на учёте не состоит, так как не отмечено красным цветом. Десятки лет в нём не проводили капитального ремонта, поэтому стены лопнули, штукатурка обвалилась, разорвало систему отопления. Сегодня в здании «Дома офицеров» располагаются алкогольные точки: пивной паб, винный супермаркет, караоке. В Оренбурге народ его уже прозвал «торгово-ресторанный комплекс Дом офицеров». На наш запрос штаб ЦВО противоречиво ответил, что здание якобы принадлежит государству, и тут же указывает, что часть здания продана в 2011г. Но почему рядом с местом для культмассовых занятий детей и семей офицеров продается пиво и алкоголь, никто из штаба ЦВО ответить не может.
Так же в Оренбурге развалилось Лётное училище, где учился первый космонавт Юрий Гагарин. А на днях в Бузулуке снесли памятник архитектуры. Всё это происходит при постоянных заявлениях оренбургских властей, что нужно сохранять исторический архитектурный вид Оренбуржья.