Производство остановилось 28 февраля 2020г. Печи остыли. Около 80 человек остались без работы.
Предыстория.
В конце 2019г. ООО «Каслинский чугунолитейный Демидовский завод» (далее – «КЧДЗ») заключил договор аренды производственных помещений с ООО «Мострансавто». Последняя стала фактически инвестором для литейного предприятия, поскольку «КЧДЗ» погряз в долгах: по зарплате, по коммунальным услугам и перед поставщиками. Инвесторы-арендаторы составили график погашения задолженностей и для запуска производства вложили крупную сумму – порядка 14 000 000 рублей. Производство заработало. На «КЧДЗ» из чугуна начали отливать клинья для ходовой части железнодорожных вагонов и продавать их. Завод стал приносить прибыль. В таком режиме завод проработал 2 месяца. 28 февраля 2020г. Собственник ООО «КЧДЗ» закрыл вход арендаторам-инвесторам на завод. Люди снова остались без работы.
Касли. 14 марта 2020г. Встреча инвесторов из ООО «Мострансавто» с трудовым коллективом.
Выступает технический директор от фирмы-арендатора Александр Истомин: «…нам закрыли доступ на завод без объяснения причин. Нашу продукцию вывезли в неизвестном направлении на 2 000 000 рублей. У нас работало 80 человек, мы планировали увеличить штат до 150 человек и провести модернизацию производственной линии. Мы вышли на номинальную мощность предприятия и запустили его. Оно не убыточное! Мы смогли реанимировать его.
Мы работать готовы! Муратов [учредитель «КЧДЗ»] идти с нами на контакт не хочет, на наши звонки не отвечает. Нашу продукцию вывез и продал сторонним покупателям, тем самым причинив нам ущерб порядка 2 000 000 руб. Эта продукция была выпущена на наши средства! Мы подали соответствующее заявление в полицию».
Раздаются реплики из зала.
- Я получила остатки сентябрь и за октябрь! Декабрь и январь остаются неоплаченными. Мы сами не знаем, за что нам должны! И нам не говорят, не рассказывают ничего. Мы самостоятельно обращались в прокуратуру по факту невыплаты зарплаты. Меня вызывали в местное отделение Следственного комитета России, но бесполезно: ни уголовных дел, ни выплат задолженностей! - резюмировала Татьяна Лазарева.
- Я пришла за авансом, мне дали 400 рублей!..
- С нами должны рассчитаться, а нам денег не дают!
- Ползавода сейчас сидят дома!
Работники «КЧДЗ» рассказывают, что до прихода арендаторов-инвесторов они получали деньги по официальным начислениям и по не официальным - в виде премии.
- Мне должны 50 тысяч, и по неофициальной части ещё почти 200 000 рублей. Я уволился в прошлом году ещё.
Александр Истомин, технический директор инвестора-арендатора (далее АИ):
- Вы остались без денег! Мы остались без денег! Я вложил сюда порядка 4 000 000 рублей собственных средств. Суммарно мы вложили с моими компаньонами 14 000 000 рублей и это только на закрытие долгов собственника. Я считаю, что из-за необоснованных и непредвиденных действий хозяина «КЧДЗ» долги у завода будут только расти, он уже и так на этапе банкротства, назначен конкурсный управляющий, который разрежет завод на металлолом и всё распродаст. Предприятия больше не будет.
Люди требовали привлечь к ответу собственника предприятия: «Надо Евгеньича сюда и всё!» [Владимир Евгеньевич Муратов – отец учредителя Максима Муратова – он неформально управляет заводом, по рассказам собравшихся].
АИ: - По нашим данным, Муратов сейчас ходит и ищет нового инвестора.
Из зала: - Зачем искать инвесторов, если вот сейчас стоит человек! Он готов предоставить средства!
- Многие уволились уже, поэтому людей мало пришло.
- В наших интересах, чтобы вы работали! Нам не нужны их подачки по 400 и 500 рублей в месяц! Иногда и этого не было!
АИ: - Муратов нас официально никак не уведомил о расторжении договора. Он просто не пускает нас на завод и всё. Не даёт работать ни вам, ни нам!
Инвесторы-арендаторы и работники подписали коллективное обращение с просьбой о помощи, адресовав его Губернатору Челябинской области Алексею Текслеру, заместителю Генпрокурора в УрФО Юрию Гулягину, Полпреду Президента в УрФО Николаю Цуканову, Президенту Российской Федерации Владимиру Путину.
Женщины, подписывающие обращение: - От прежнего работодателя [собственника] мы получили аванс за сентябрь, за октябрь-ноябрь мы ничего не получили.
- Будем надеяться, что губернатор нам поможет.
Юрий Бяков: - Они пришли, и мы стали работать по полной. Столовая заработала! Нас кормили бесплатно! Они стали гасить долги по зарплате, к которым не имеют никакого отношения. Теперь на завод не поступает материал для работы. Хозяин запретил инвесторам входить на территорию предприятия, вот всё и встало, мы без работы теперь.
Реплики из зала:
- Мы будем заявляться на митинг и выйдем на улицы, если никакого положительного решения не будет! Мы просим власти, чтобы они нам помогли.
Люди считают, что если власть их не поддержит и если не будет волевого политического решения, то через суды инвесторам вряд ли удастся вернуть миллионные инвестиции – у собственника завода огромные долги по другим обязательствам.
После оставления подписи под коллективным обращением люди расходятся.
Инвесторы и несколько рабочих ООО «КЧДЗ» идут к проходной завода. Дверь закрыта, охрана не пускает арендаторов на территорию. Предприниматели звонят директору предприятия Александру Ильиных, но он не отвечает.
Примечательно, что на входе в Каслинский ДК, где проходила эта встреча, висит фотография депутата Госдумы Владимира Бурматова, избранного как раз в этом Металлургическом одномандатном округе. Знал ли он, что на его подведомственной территории, в его избирательном округе, работники «КЧДЗ» месяцами не получают зарплату?
Также на входе есть и другая знаковая табличка - Общественная приемная Губернатора Челябинской области. Фактически люди обсуждали, как им выживать без зарплаты и без работы в приёмной первого лица региона.
Посмотрите на лица и в глаза этих людей, на их руки. Это самый настоящий рабочий класс. На таких держится промышленность и металлургия. Они не знают, что такое Инстаграм. Они не могут в социальных сетях опубликовать посты с хэштегом #спроситекслера. Что такое Конституция и защита их трудовых прав, им пока непонятно. Им нет дела до всех этих выборов и референдумов – их проблемы никто не решает.
Отметим, на днях губернатор Алексей Текслер и полпред Николай Цуканов с помпой запустили печи на одном из челябинских предприятий, а на каслинском печи уже давно остыли. Полпреда и губернатора часто можно увидеть с разными олигархами. Готовы ли Текслер и Цуканов приехать к этим работягам и вместе с ними запустить их остывшие печи? Кто из этих высокопоставленных чиновников не на словах, а на деле готов защищать малый и средний бизнес?
В 2017 году на невыплату зарплат жаловались работники нижнетагильского предприятия. Ситуацию удалось решить только после личного вмешательства Владимира Путина, который назвал работодателей «борзотой». После чего были возбуждены уголовные дела, а руководителя Свердловского СКР Валерия Задорина даже временно отстранили от исполнения обязанностей для проведения служебной проверки. Тагильской «борзоте» вынесли обвинительные приговоры с реальными сроками лишения свободы.