Высказанные в Послании новому составу парламента Президентом Шавкатом Мирзиеевым предложения реализуются в курсе активного привлечения инвестиций в экономику страны. В этой связи стоит рассматривать и официальный визит президента Узбекистана в Турцию, и предстоящее проведение Ташкентского международного инвестиционного форума. Данное направление показывает амбиции Узбекистана на экономическое, а в перспективе и политическое лидерство в Центральной Азии. Но основные препятствия на пути «денежного потока» - емкость внутреннего рынка и пока низкий платежеспособный спрос - могут быть преодолены в случае экспорта узбекских товаров и услуг на более масштабные рынки, одним из которых является Россия, что, свою очередь, ставит необходимость рассмотреть возможность более тесной кооперации с Евразийским экономическим союзом для создания комфортного таможенного режима и унификации стандартов. Это, вкупе с заявленными Шавкатом Мирзиеевым внутренними инвестициями в «человеческий капитал», повысит для потенциальных инвесторов возможность быстрее окупить свои вложения.
Прошедшие в декабре выборы в Олий Мажлис стали первым звеном в политике «модернизации» Узбекистана, проводимой президентом Шавкатом Мирзиеевым. Однако сколько «не говори халва, во рту слаще не станет». В любом случае, политическая либерализация лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она приводит к дальнейшим реформам в социально-экономической сфере. Проще говоря, если сказывается на доходах обычных граждан. Понятно, что в наши дни это напрямую связано с инвестиционной привлекательностью. Учитывая рождаемость в Узбекистане, ежегодно увеличивающееся число жителей почти на 700 тысяч, экономика должна создавать ежедневно два рабочих места, желательно комфортных и высокооплачиваемых. И без притока желающих вложить денежные средства в Узбекистан здесь не обойтись. Но учитывая емкость и доходность внутреннего рынка, вряд ли это может являться сильным стимулом для инвесторов. В своем Послании вновь избранному парламенту Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев много говорил о поддержке вузов и других образовательных учреждений. Ставка на создание человеческого капитала дорогая, но она оправдана. Это «игра в долгую». Однако продукция и услуги, произведенные высококвалифицированными специалистами, нуждаются в рынке сбыта. И одним из локомотивов для новой узбекской экономики может стать рынок России. Почти сто с половиной миллионов потребителей (вместе с проживающими там мигрантами) способны предъявить спрос не только на популярную узбекскую аграрную продукцию, но и на продукцию других отраслей промышленности. Дополнительным плюсом здесь могло бы быть рассмотрение возможности сотрудничества не только с Россией, но и с другими странами Евразийского экономического союза, представляющими уже общий рынок со 182 миллионами потребителей. На данный момент ясно, что Узбекистан с осторожностью рассматривает свое возможное вступление В ЕАЭС. Эти опасения понятны, особенно на фоне того, когда руководитель одной из стран-участниц, Белоруссии, Александр Лукашенко периодическими эскападами заявляет о невыгодности нахождения там, за чем в Узбекистане пристально следят. В этом контексте узбекское политическое руководство, естественно, настороженно рассматривает любые формы тесной интеграции с ЕАЭС. Однако как бы там ни было, в рамках ЕАЭС разрабатываются базовые стандарты и регламенты, по которым в дальнейшем только и можно будет продавать товары и услуги на общем пространстве. Инвесторы, в любом случае будут ориентироваться на будущие рынки сбыта. Поэтому форма «мягкой интеграции» в виде зоны свободной торговли или какого-либо соглашения могла бы стать тестом на практике для дальнейшего решения о выгодности вступления Узбекистана в ЕАЭС. Нынешний визит в Турцию президента Шавката Мирзиеева показывает желание получить определенные технологии, в которых сильна турецкая экономика – производство текстиля, строительных материалов, легкая промышленность и многое другое. Продолжением этой стратегии можно считать и проведение Ташкентского инвестиционного форума. Четкий акцент на создание новейших производств и привлечение иностранных инвестиций способен действительно превратить Узбекистан в «центрально-азиатского тигра», создающего свою историю успеха на постсоветском пространстве. Для инвестиций нужно немного – нужно чтобы они окупались. А это возможно при политической стабильности, «человеческом капитале» и рынках сбыта. Почти все это у Узбекистана есть, а того, чего нет, могут дать друзья и партнеры. Главное, понять кто это. Тогда все получится.