Однако это будет не игра в «одни ворота». Взамен от партии тоже что-то потребуется – контролировать государственную бюрократию на местах, которая сильно кооптирована в «Единую Россию», в реализации национальных проектов. Поскольку нацпроекты - один из основных источников экономического роста на ближайшие годы, ролью статиста обойтись не удастся. При этом депутатскому корпусу правящей партии в качестве дополнительной нагрузки придется отойти от «гламурного» образа и превратить себя в политический сервис, в котором «клиент-избиратель» не ограничен в запросах, а шансы на них адекватно ответить - далеко не всегда очевидны.
Одним из направлений работы партии «Единая Россия» на будущее предложен контроль работы чиновников и органов власти. Естественно, возникает вопрос, а не много ли у нас контролирующих инстанций для государственных и муниципальных служащих – полиция, прокуратура, ФСБ, Счетная Палата и т.д. Ведь в принципе когда-то и работать надо, а не оглядываться на то, стоят ли у тебя в дверях очередные проверяющие, теперь уже от партии. Кстати, партия – общественная организация. Однако определенная логика в контролирующем амплуа «Единой России» есть, если, конечно, его удастся реализовать. Можно говорить о политическом контроле, который может касаться не буквального контроля над детальным расходованием средств и поиска коррупционеров, хотя и такое может быть. В силу бюджетного процесса, речь может идти о приоритетах расходования государственных средств. Ведь если у населения жалобы на качество здравоохранения и состояние школ, то нелепо в угоду разного рода лоббистам отдавать их на другие цели. В этом случае партия и получает возможность, видя проект бюджета, открыто заявить, что это не соответствует ее программным установкам. В каком-то смысле партии придется сформировать несколько публичных приоритетов, которые, как мантру, должны знать депутаты всех уровней, мэры и губернаторы – это святое и на это деньги в первую очередь. Конечно, это может стать, определенной репликой того, когда ОНФ предавал гласности расходы ряда губернаторов на пиар. Но дело в том, что на пиар тратятся далеко не самые большие деньги. Да и партии придется измениться, ведь критика будет направлена в основном на своих однопартийцев. Это будет нелегко, но даже в предвыборных целях если «оседлать» эту повестку, то какие-то голоса это даст. А переход в формат «сервисной» партии вообще для многих требует личностной «перезагрузки». Понятие сервиса весьма широкое. Как необходимость общения депутатов с простыми людьми – необходимое явление. Вообще желательно отойти от практики, когда вместо депутатов на приемах в приемных партии сидят их помощники. Или, во всяком случае, ввести те дни, когда точно есть депутат. А то ощущение «паркета» удаляет народных избранников далеко от земли, превращая их в гламурных персонажей. А вот с возможностью решить все запросы и разобраться со всеми обращениями – все значительно сложнее, так как партийные приемные в большинстве случаев - последняя инстанция и почти надежда на чудо, когда уже везде, где можно отказали. Тем более, с человеком надо поговорить. Может и этого будет достаточно. А может и реально помочь получится. Еще лучше! Так что остаться на политической сцене только за счет рейтинга Президента уже не получится. Из теплой берлоги медведю все-таки придется выйти. Хотя бы ненадолго. И в этом главное решение прошедшего съезда.