«Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло ещё время, не время строить дом Господень». И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесёте домой, то Я развею. – За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому». (Аггей 1: 2-9).
За прошедшие тысячелетия мы научились строить огромные города и наполнять их зданиями небывалой высоты и дороговизны. И теперь с ещё большим основанием должны отнести древние слова пророка к себе и своей жизни.
Что́ находится в центре нашей цивилизации видно по нашей архитектуре. Если раньше самым прекрасным и величественным зданием в городе был кафедральный собор, то теперь знаковыми строениями наших городов чаще всего являются храмы иного толка – офисы и торговые центры. Но душа русского человека не может не чувствовать, что есть нечто несравнимо большее, чем простое физическое существование, что духовное важнее телесного, что помимо прибыли, процентов роста, банковских курсов и бухгалтерских проводок есть незыблемые ценности: вера, честность, преданность, жертвенность, порядочность, любовь. Поэтому Бога любви зовет человек в свою жизнь, Ему посвящает свои лучшие песнопения, Его изображает всеми видами художеств, свою любовь заставляет застыть в камнях посвященных Богу храмов. Мы ищем себе друзей среди тех, кто, сподобившись святости, предстоит ныне в молитве у Престола Божия - и находим их. Так, у нашего богохранимого града, есть своя заступница – святая великомученица Екатерина. Вероломно разрушив в 1930 году её дом и поступив преступно по отношению к тем, кто в свое время построил ей храм, мы ждем и молимся, чтобы оказаться достойными исправить ошибки прошлого и вернуть городу православную доминанту, а нам всем покров и дружбу святой великомученицы Екатерины.
Почитая и любя святую великомученицу, мы и сами не лишены хотя и пока слабого, но реального гонения за свою веру. Православные христиане выкупили землю бывшего Приборостроительного завода, очень удачно расположенного вблизи от исторического места Екатерининского собора, создали прекрасный проект будущего кафедрального собора, для строительства которого не надо рубить деревья или занимать скверы. Казалось бы, на этом можно было закрыть тяжелую страницу искусственного противостояния в нашем городе. Но не тут-то было… В стране, где конституционно закреплена свобода веры и богослужения, нас унижают необходимостью объяснять зачем нам нужны храмы и в каком количестве, спрашивать совета, где они должны располагаться. Подобный диалог имел бы смысл при обсуждении выделения под строительство участка общественной территории, принадлежащего сообща всем горожанам. Но в случае с собором святой Екатерины нам в очередной раз пытаются не дать построить храм даже на принадлежащей православным христианам земле. Наши противники внешне подчеркивают свою верность Всеобщей декларации прав человека и Конституции, которые провозглашают неприкосновенность частной собственности как незыблемый принцип. Но, видимо, неприкосновенной они считают только собственность либералов, а христиане Екатеринбурга не имеют права свободно распоряжаться своим имуществом, но должны спросить позволения, как люди второго сорта.
Ради любви к Богу и святой нашей небесной покровительнице великомученице Екатерине, мы готовы перетерпеть и это унижение, которому нас в очередной раз подвергают приверженцы либерализма, а точнее сказать либеральной тоталитарной диктатуры.
Поэтому так важно всем, кто хочет уже наконец прекратить все эти искусственные и изматывающие споры, лицемерные разговоры о демократии и ярмарку тщеславия самопровозглашенных общественных деятелей – прийти 13 октября на избирательный участок и проголосовать за собор святой Екатерины на месте бывшего Приборостроительного завода.
Зная, что «наша брань не против крови и плоти, но … против духов злобы поднебесных» (Еф 6:12), я прошу пастырей Екатеринбурга возносить усердные молитвы святой великомученице Екатерине на каждой Божественной литургии вплоть до времени окончания опроса. Не будем равнодушны к тому, обретет ли наш любимый город свое духовное сердце, да не посчитаем камни нового собора чем-то малозначащим. Святитель Димитрий Ростовский писал: «Вспомним историю из Божественного Писания о святом ветхозаконном Иакове. Идя от клятвенного колодца в Харран, Иаков нашел место и лег на нем, положив камень под голову. И увидел он во сне Бога и Ангелов, восходящих по лестнице, как повествуется об этом в книге Бытия. Восстав от сна, Иаков взял камень, который служил ему возглавием, поставил его столпом, возлил на него елей и дал имя месту тому: «дом Божий». Может быть, кто-либо подумает: не велико это дело, не большая радость для Бога, не великое приношение Богу поставить один камень, а для Господа Бога это малое (по нашему мнению) дело было столь великим, столь приятным, что не было забыто и после. Через 20 лет явился Иакову во сне Бог и сказал: «Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник... теперь встань... и возвратись в землю родины твоей и Я буду с тобою» (Быт. 31, 13). Обратим внимание: столь малый дар, один камень, поставленный столпом и названный домом Божиим, Бог не только не забыл, но через столько лет вспоминает о нем, как о чем-то великом, принесенном Ему в дар, и обещает за него в воздаяние Самого Себя: «И Я,– говорит Он,– буду с тобою». О неизреченная благость и человеколюбие Божие! О богатство щедрот Его! За столь малый дар от Иакова – за один небольшой и простой камень, названный домом Божиим, сколь великое ему воздаяние, сколь великие дары! Мы же усмотрим отсюда, как приятно Богу созидание святых храмов. Ибо если один камень, поставленный в честь Его Иаковом, был для Него столь приятен, то сколь же приятнее Ему и незабвеннее созидание целого храма, сооруженного из многих камней!». Так пишет святитель Димитрий Ростовский о добродетели храмоздания. Но не только одна эта добродетель нам нужна. Есть ещё качества, которые нам сегодня необходимы – доброта и благодарность.
Мы знаем, что защита сквера для части горожан была не сознательным противостоянием против Бога, но поводом излить накопившуюся боль. Действительно, в нашем обществе сейчас огромное количество проблем, одна из которых – всё увеличивающееся имущественное расслоение, всё острее видимое как несправедливость. И вправду, поведение некоторых нуворишей, демонстративно превозносящихся над людьми скромного достатка, только увеличивает напряжение в обществе. Богатые люди чаще всего простому народу или неизвестны, или известны безумством своих бессмысленных роскошеств. Они мнят себя кастой сверхлюдей, для которых те, кто не принадлежит этому элитарному клубу, являются ничем не примечательными «нищебродами». К сожалению, примеры подобного отношения слишком известны, чтобы считать их редкостью. Редким является как раз иное. Когда богатый человек делает добрые дела не с тщеславием и не ради раздувания в собственных глазах своей значимости. Как об этом предупреждала святая царственная страстотерпица государыня Александра Феодоровна, говоря: «Занимаясь благотворительностью, важно не потонуть в самоуважении». К счастью, на земле святой Екатерины есть благотворители, имеющие именно такой правильный настрой, совершающие добрые дела не с надменностью, а с любовью к Богу и ближнему. Господь знает их сердечное устроение и их добрые дела.
Нам всем надо научиться созидать любовь между людьми независимо от их достатка. Не всякий бедный человек обязательно злой завистник, а всякий богатый неизменно тщеславный самодур. И бедный, и богатый внутри Христовой Церкви обладают бесценностью Божиих детей. Каждый здесь украшается своей добродетелью. Дающий - милосердием, принимающий – благодарностью, а все вместе – любовью друг ко другу. И все вместе мы составляем единый Божий храм, Святую Соборную Церковь.
Против добрых людей, желающих построить для нашей дружной и многочисленной христианской семьи кафедральный собор – место особым образом являющее наше единство и нашу веру – человеческая злоба воздвигла сильную брань. Но наши благотворители не считают себя сверхлюдьми, их сердца не покрыты бронёй бесчувствия, и они не наши господа, они наши братья и сёстры. Они нуждаются в нашей поддержке и молитве, и я искренне прошу вознести свои сердечные воздыхания Христу о рабах Божиих Андрее и Игоре, дабы дерзновенная и согласная молитва Церкви превозмогла все лукавые козни. Святитель Василий Великий говорит: «Других недоброжелателей делают более кроткими благотворения. Завистливого же и злонравного еще более раздражает сделанное ему добро». Надеюсь, что души жителей Екатеринбурга не повреждены завистливостью и злонравностью до такой степени, что количество голосующих «назло» будет значительным.
Молюсь, дабы даровал Господь в эти важные дни всем нам любовь и терпение.
Святая великомученица Екатерина да будет нам всем помощницей!»
Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ,
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский
Екатеринбург
06 октября 2019 года
Главное фото: Екатеринбургская епархия