— Ирина Владимировна, чем опасна переполненность школ для детей? И какие могут быть от нее последствия?
— Какие могут быть последствия от предоставления ребенка самому себе в возрасте, к примеру, семи лет? Сам возраст 7 лет для ребенка является кризисным, переходным. Все мы знаем о роли 7-летних циклов в жизни человека. Ребенок 7 лет находился под полным присмотром родителей, бабушек-дедушек, воспитателей детского сада, возможно, различных развивающих клубов или секций, где небольшие группы детей и каждому уделяется должное внимание. И вдруг в его жизни происходит первая глобальная перемена – он становится учеником! Новое пространство, новые люди, - как взрослые, так и его ровесники. Все новое. И в этой новой жизни он вдруг оказался вне зоны внимания.
— Что он может ощущать в этот момент?
— Первые реакции - страх, потерянность, потеря уверенности, ощущение никому ненужности, одиночество. И это далеко не слабые для ребенка эмоции, чувства и ощущения. А далее. Далее – он просто остается предоставлен сам себе. Легко ли такому ребенку будет встроиться в процесс обучения? Конечно, нет.
Многое зависит, естественно, от психотипа самого ребенка. Быстро адаптируемые дети могут войти в круг внимания учителя и держаться этого круга, как за «родительский». Коммуникативные дети собьются в группки по интересам и найдут себе поддержку там. Самостоятельные дети могут направить вектор своего внимания и устремления в любую сторону, в том числе, и противоположную от обучения. А дети ранимые, чувствительные, могут замкнуться.
— Могут ли на этом фоне у ребенка развиться какие-то фобии?
— Вообще, переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс, а конкретнее, – в страхи. Наиболее частый из них - боязнь учителя и боязнь оценки. Ребенок привык получать любовь, заботу и внимание ни за что, а теперь она зависит от начисленных баллов. Учитывая, что в последнее время общение учителя с учеником все более и более сводится к минимуму, заменяясь на тестирование. И, к слову сказать, учителя, со своей стороны, загружены сейчас абсолютно ненужной ни учителям, ни ученикам, отчётной «писаниной». Соответственно, ученик не приобретает навык публичного выступления, отстаивания своих мыслей, выводов. Характер обучения в том виде, в каком оно имеет место во многих школах, содержит целый «букет» факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у ученика. Тем самым создаются предпосылки к развитию фобии.
Еще важный фактор - чрезмерная строгость или требовательность учителя. Агрессивная интонация учителя и жесткость в оценках, неумеренный контроль за поведением часто также провоцируют развитие фобий. Поэтому перед особенно «страшным» уроком у ребенка может все время болеть голова, подниматься давление. Причина - отношение учителя к ученику, когда он его зачислил в отстающие или в хулиганы, если ребенок пережил неудачу при ответе у доски: был осмеян классом, оскорблен учителем.
— Какие чаще всего встречаются фобии у школьников? Как на них может повлиять переполненность школьных классов?
В России статистика фобий у детей школьного возраста сейчас выглядит следующим образом. 56% – это общие «бытийные» страхи, далее идут мистические и зависимостные страхи, страх перед агрессией, страх смерти, болезней и боли, социальные страхи. 10% составляют как раз школьные страхи.
Среди школьных фобий на первом месте выделяется страх, когда учитель выбирает в журнале фамилию учащегося перед опросом, на втором месте страх насмешек одноклассников, на третьем месте страх отвечать у доски, на четвертом месте распределились страх оценок и страх публичных выступлений. Справедливости ради, стоит отметить, что родители тоже участвуют в развитии школьной фобии. Часто они требуют от ребенка только хороших оценок и жестко наказывают за любую неудачу. Ребёнок оказывается в тисках. С одной стороны,- учитель, с другой - родители. Так возникает страх перед школой и всем, что с ней связанно. Переполненность класса ведет к усилению и обострению этих фобии, да и в целом, привести к потере управляемости над причинами их возникновения.
— Может ли переполненность классов способствовать развитию каких-то психологических расстройств у ребенка?
—Прежде всего, это психосоматика. Иногда ребенок или подросток стесняется своих страхов и тогда они принимают замаскированный вид, порождая самые жуткие боли в голове, животе, в суставах или даже болезнь. Могут систематически возникать боль или подниматься температура, возникать расстройство желудка перед выходом в школу.
В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся нападки других учащихся. И если ребенок чувствителен, восприимчив и замкнут, этим пользуются более сильные и старшие дети, вымогая у него деньги или вещи. И тогда у такого ребенка может появиться «комплекс жертвы», для которого характерны социальная изоляция, внушаемость, неустойчивость, пассивность.
Издевательства и насмешки у активного, живого ребенка может вызвать вспышку агрессии. Все то же самое может быть причиной странной рассеянности, неспособности сосредоточиться.
К сожалению, не все учителя и родители понимают всю серьезность таких явлений, как наличие у детей фобий. А если классы переполнены, то куда уж учителям уследить за тем, что происходит с детьми!
—Сколько, по-вашему мнению, должно учиться детей в классе, чтобы им было комфортно?
—В тех условиях, в которых мы с вами живем сегодня, я бы сократила количество детей до 21 – максимум.
—Как вы можете описать современных школьников – подростков? Какие у них особенности и характеристики?
—Мое мнение, что особенности и характеристики современных школьников – подростков напрямую зависят сегодня от среды, в которой они растут и формируются. К сожалению, общество на сегодня поражено системным кризисом. Мы наблюдаем его во всех сферах жизни: экологический кризис, кризис здоровья, кризис науки и образования, общей культуры, кризис неравномерного социально-экономического развития, кризис ценностных ориентиров, кризис целей и общечеловеческого развития.
Что остается нашим детям? Игла потребительства, виртуальная и «дающая все» виртуальная реальность, жизнь без цели и смысла….
—Бытует мнение, что школьники стали агрессивными. И на это есть основание: резня в пермской школе, керченский стрелок, убийство инвалида в Березовском. Почему такие ситуации происходят? Кто в этом виноват? И какую роль в этом играет школа?
—Ответ - все в том же системном кризисе. Отсутствие ценностей и культуры в обществе, кризис образования, кризис в головах…. Школа? Школа – сама жертва системного кризиса сегодня.
—Может ли подобная агрессия быть следствием нехватки внимания со стороны школы, учителей, и родителей?
—Безусловно! На учителей сегодня лежит огромная дополнительная нагрузка. Их настолько загрузили постоянными отчетами, не связанными с процессом преподавания и развития детей, что им и не до детей иногда – надо вовремя сдать отчет! А если он оформлен неверно, то переделывают его, порой, по несколько раз! У меня подруга работает учителем начальной школы, она делилась со мной это проблемой, и в отчаянии воскликнула – «Я просто хочу учить детей, уделить им больше времени, как было это раньше, до нововведений! А меня заставляют писать-писать и писать, уделяя внимания бумаге и бессмысленным отчетам!». И на это жалуются все современные учителя. Родители тоже в заботах, созданными современными условиями жизни в городе – пробки, безработица, проблемы с бюджетом….. Да, безусловно, дети предоставлены сами себе и зачастую становятся жертвами манипулирования их сознанием со стороны виртуального мира, где порождают в незрелых умах много разных вредных идей и внедряют образы насилия, жестокости, распущенности.
— Часто ли у школьников бывают стрессы, и как родителям понять, что с ребенком что-то не так?
—Исходя из вышесказанного, ребенок вообще сегодня растет в стрессовой среде. Важно обеспечить ребенку свою безусловную поддержку и сохранить атмосферу доверия в семье, чтобы не пропустить моменты острых психологических состояний. Хотя любой родитель довольно чутко отслеживает состояние ребенка, но дети часто маскируют свой стресс, если, к примеру, он сопровождается чувством стыда или страхом наказания. Хорошо ввести семейные традиции, которые признаны поддерживать свободный обмен прожитым опытом за день, подводя итог, например, за ужином.
Было бы прекрасно, если бы родители пригляделись к процессу образования в школе. Многие считают, что школа осталась прежней, какой была в их далекие годы... Поэтому полностью доверяют и с легким сердцем перекладывают ответственность за своих детей. Но время изменилось, и система образования тоже. И следует увидеть и понять, что сегодня будущее детей зависит только от нас с вами! Сегодня как никогда актуальна поговорка «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Не будьте равнодушными к нашему общему будущему сегодня! И активно выражайте свою позицию.
Главное фото: pixabay.com