Вероника Титова (девичья фамилия Губскова) устроилась бортпроводником в «Уральские авиалинии» после закрытия авиакомпании «Трансаэро». Генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов заключил с Вероникой срочный трудовой договор с формулировкой «на период увеличения объема оказываемых услуг».
ИЗ ДВОРНИКОВ – В ДИСПЕТЧЕРЫ
Спустя несколько месяцев она сообщила руководству «Уральских авиалиний», что собирается в декрет. Согласно законодательству, ей предоставили работу на земле - беременной бортпроводнице предложили стать дворником или уборщицей. Но Титова наотрез отказалась переходить на такие «должности», ведь обе они предполагают серьезную физическую нагрузку. Тогда «Уральские авиалинии» перевели ее в диспетчеры(!). Такой разброс в должностях для одного и того же человека в известной авиакомпании удивителен: из бортпроводниц - в дворники, а потом – в диспетчеры. За отказ стать дворником беременной Веронике Титовой пригрозили увольнением. В "Уральских авиалиниях" такие приказы, трудовые договоры и допсоглашения к ним подписывает лично гендиректор Сергей Николаевич Скуратов. Любопытно, такая практика существует только в «Уральских авиалиниях» или это типично для всех российских авиаперевозчиков? Вообще, как часто в данной авиакомпании беременных женщин отправляют на тяжёлую физическую работу?
СПРАВКА
Вероника Титова имеет высшее авиационное образование. С 2012 по 2015гг. обучалась в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» по специальности: «специалист по сервису на воздушном транспорте».
Также имеет среднее авиационное образование по той же специальности.
ПОДПИСЬ ПОДДЕЛАЛИ
Когда Вероника Титова ушла в декретный отпуск, гендиректор авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергей Скуратов изменил формулировку срочного трудового договора и продлил его действие «до окончания беременности». А когда в отделе кадров авиаперевозчика узнали, что «беременность закончилась», то Веронику Титову уволили. Причем уволенная бортпроводница утверждает, что уволили ее незаконно, т.к. в «Уральских авиалиниях» подделали её подпись в журнале учёта выдачи трудовых книжек. Она утверждает, что в тот день увольнения, 26 июля 2017г., она эту подпись не ставила, трудовую книжку не получала и вообще в авиакомпании отсутствовала физически. Версию о вероятной подделке подписи в журнале и подтасовке служебных документов подтверждает то обстоятельство, что приказ о своём увольнении, Вероника Титова подписала лишь 23 августа 2017г. – в день ознакомления. Девушка утверждает, что подпись в приказе ставила лично. Конечно, тут возникает противоречие – почему в журнале учёта выдачи трудовых книжек подпись стоит 26 июля, а подпись в приказе – 23 августа? Если уволенная бортпроводница Титова поставила свою подпись 26 июля в журнале, то почему она тут же не поставил ее и в приказе? И почему приказ вообще подписан после получения трудовой книжки, а не наоборот? Ведь сначала увольняемый работник ставит свою подпись в приказе, а уже потом – в журнале учёта трудовых книжек. Кстати сказать, из-за такого сильного стресса молодая мама Вероника Титова потеряла грудное молоко. Теперь её младенец на искусственном питании.
На этом страдания бортпроводницы не закончились. Она подала на «Уральские авиалинии» в суд, решив, что ее трудовые права нарушены. В иске бортпроводница просила суд признать ее увольнение незаконным и восстановить в прежней должности, а также взыскать некоторые суммы с работодателя и обязать «Уральские авиалинии» выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
ПОЗИЦИЯ СУДА
Дело рассматривалось в Белоярском районном суде Свердловской области - по месту проживания Вероники Титовой. В суде Вероника была с мамой. Денег на юриста у нее нет (муж временно не работает), поэтому она защищалась самостоятельно. Со слезами на глазах. Судья Вячеслав Мамаев вёл процесс очень корректно и тактично, но по формальному признаку отказал Титовой в удовлетворении исковых требований – она якобы пропустила срок подачи заявления в суд и все её доводы о невозможности судья признал неуважительными, т.к. «имела возможность вместе с ребёнком посещать магазины для приобретения продуктов», - говорится в мотивировочной части решения суда. Согласно Трудовому кодексу, он равен одному месяцу с даты увольнения. При этом представитель прокуратуры, присутствовавший в суде в качестве третей стороны, поддержал требования Ответчика («Уральских авиалиний») - отказать в удовлетворении исковых требований из-за несвоевременной подачи иска. Нашему изданию представитель прокуратуры, глядя при этом в свой сотовый телефон, отказалась что-либо пояснять. Прокурор вела себя нетактично и больше была занята перепиской в телефоне, чем общалась с нами, игнорируя требования Кодекса этики прокурорского работника.
Сама Вероника Титова пояснила, что была озабочена состоянием здоровья ребенка и своим личным (сказались тяжелые роды): тратила основное время на посещение медучреждений, да и проживала на тот момент в Екатеринбурге, чтобы «быть ближе к больницам». В Белоярский район приезжала к родителям. Поэтому времени на составление иска и его подачу в суд у нее не было. О том, что его можно было отправить по почте, Вероника не знала.
ПОЗИЦИЯ «УРАЛЬСКИХ АВИАЛИНИЙ
Представитель Ответчика И.Камисова, она же штатный юрист «Уральских авиалиний», общаться с нами наотрез отказалась: «Свою позицию я изложила в судебном заседании».
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОДДЕЛКИ
Увольнение бортпроводницы с подделкой её подписи может обернуться «Уральским авиалиниям» уголовным делом. Вероника Титова намерена подать соответствующее заявление в следственный комитет по факту подделки её подписи и предоставления в суд заведомо подложных документов.
В интервью нашему изданию Вероника Титова подчеркнула, что нарушения трудовых прав бортпроводников в «Уральских авиалиниях» происходят регулярно: «Весьма часто, к примеру, бортпроводники проводят в небе более 80 часов в месяц – «перелёты». Однако стюардессы опасаются обращаться в надзорные ведомства по таким фактам из-за угрозы увольнения. Тем более, работа бортпроводником весьма специфична и устроиться к другому авиаперевозчику после таких скандалов стюардессам почти невозможно».
Уволенной с грудным ребенком на руках Веронике Титовой до выработки пенсионного стажа не хватило буквально несколько месяцев. Сейчас она хочет устроиться стюардессой, но уже в другую компанию.
КОММЕНТАРИЙ АДВОКАТА
Ситуацию с увольнением бортпроводницы Вероники Титовой, имеющей на руках грудного ребенка, прокомментировала нашему изданию адвокат Свердловской областной гильдии адвокатов Юлия Русанова:
«Срочный трудовой договор с Вероникой Титовой заключен на очень короткий срок - 4 месяца - «на период увеличения объема оказываемых услуг». «Уральские авиалинии» постоянно рекламируют свою деятельность, что количество перевозимых пассажиров у них неизменно растёт. В суде этот вопрос не исследовался должным образом и Ответчиком не доказан. Если указанные обстоятельства не найдут свое подтверждение, это будет означать, что заключать срочный договор с бортпроводником авиакомпания не имела права».
ОТ РЕДАКЦИИ
Сколько еще таких стюардесс пострадало от «Уральских авиалиний»? Как часто экипажи вместе со стюардессами перерабатывают в небе («перелёты»)? Что должно произойти, чтобы режим труда и отдыха в таком опасном деле как авиаперевозки беспрекословно соблюдался? Кто сможет защитить права уволенной бортпроводницы с грудным ребенком на руках?
Дозвониться до пресс-службы «Росавиации» в течение 2-х дней нам не удалось. Однако наша редакция надеется, что эта публикация станет поводом для детального анализа и проверки соблюдения трудовых прав персонала авиакомпании «Уральские авиалинии», что несомненно сказывается на безопасности пассажиров и на имидже Свердловской области, а также и ее Правительства. Соучредителем авиакомпании «Уральские авиалинии» является МУГИСО – Министерство по управлению госимуществом Свердловской области. Скандалы такого рода обычно отражаются на инвестиционной привлекательности региона и демонстрируют слабость регионального Правительства.
“Frepressa” следит за развитием событий.
Фото Вероники Титовой - из личного архива бортпроводницы.