en
24.11.2024
en
Центр свободной журналистики
Правда - наше оружие
+7 922 179 54 52
102.5761
107.4252

Почему поджигатель оказался за рулём?

Поджог екатеринбургского киноконцертного театра (ККТ) «Космос» не на шутку взбудоражил прессу и общественность. Кадры автомобильного тарана и возгорания молниеносно попали в СМИ и были растиражированы на всю страну. И хотя силовики сработали оперативно: пожар потушили, поджигателя поймали, его личность установили и даже неадекватность «клиента» обнаружили, однако остались вопросы. Начать хотя бы с того, почему, состоящий на учёте у психиатра человек, имеет возможность управлять машиной?

06 сентября 2017 в 16:14

В масс-медиа и в официальных заявлениях правоохранительных ведомств нет сообщений, что управлявший УАЗиком, лишен водительских прав. Между тем, известно, что существует перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утверждённый Правительством РФ от 29.12.2014г. В нём указывается, что наличие психических расстройств является противопоказанием к управлению транспортным средством. Между тем, уже в первом пресс-релизе следственные органы указали на то, что поджигатель имеет проблемы с психикой.

«В ходе производства неотложных следственных действий и оперативных мероприятий, проведённых правоохранительными органами региона, установлен и задержан подозреваемый - 39-летний житель города Ирбита. По предварительным сведениям, мужчина состоит на учёте у психиатра», - сообщала пресс-служба СУ СКР по Свердловской области в день поджога.

В следующем официальном сообщении «предварительные сведения» подтвердились соответствующим поведением и даже медицинскими документами: «К настоящему времени установить причины и мотивы совершённого им деяния не удаётся, так как задержанный даёт путанные и не вполне адекватные показания. В связи с тем, что у следствия возникли сомнения во вменяемости подозреваемого, в психиатрическом медицинском учреждении, где он состоит на учёте, изъята соответствующая медицинская документация для назначения и проведения в отношении него судебно-психиатрической экспертизы».

Но экспертиза – экспертизой, с её помощью можно уточнить ранее установленный диагноз, определить новый или и вовсе снять все диагнозы. Дело в другом - ещё до инцидента задержанный мужчина находился на учёте у психиатра, а значит, по идее, не должен был садиться за руль. Но здесь мы вступаем на шаткую почву сочетания врачебной этики и юридической практики. К тому же последняя ещё только формируется.

Так, первые сообщения о лишении водительских прав автомобилистов, имеющих медицинские противопоказания, появились в российских СМИ только в апреле текущего года. 

Говорилось, что по инициативе Генпрокуратуры РФ в 2016г. в суды направлены иски против 33 тысяч автомобилистов, которым нельзя управлять транспортным средством. Из них 30 тысяч заявлений к апрелю 2017г. было удовлетворено. Но большинство исков направлялось в отношении наркоманов.

Психические расстройства также относятся к противопоказаниям, при которых запрещается водить автомобиль. Но работа с этими диагнозами ещё только начинается. При этом, как нам удалось выяснить, не все психические заболевания дают «табу» на управление транспортным средством.

К примеру, совсем недавно наше издание направляло официальный запрос в прокуратуру Свердловской области с просьбой разъяснить, почему начальник управления инноватики и развития Уральского государственного горного университета Владимир Макаров имеет водительские права несмотря на то, что ранее ему был поставлен диагноз «смешанное расстройство личности». Ответ прокуратуры, датированный 21.08.2017г., удивил обилием медицинской терминологии.

«Психические расстройства и расстройства поведения (в том числе расстройство личности и поведения в зрелом возрасте) являются противопоказаниями к управлению транспортными средствами только при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжёлыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

По информации ГБУЗ СО «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», наличие диагноза психического расстройства не является абсолютным основанием для ограничения гражданина в правах. При отсутствии вышеуказанных критериев комиссия врачей-психиатров рассматривает вопрос о допуске гражданина к деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в индивидуальном порядке. Данный вывод делается по результатам диспансерного наблюдения, которое осуществляется по месту жительства».

Вот так: вопрос о наделении водительскими правами человека с психиатрическим диагнозом решается в индивидуальном порядке. Медики в данном «индивидуальном» случае посчитали, что Владимир Макаров для общества не опасен и прокуроры с этим согласились. Водительское удостоверение у сотрудника УГГУ изымать не стали.

Что касается водительских прав поджигателя ККТ «Космос», то получить комментарий у областной прокуратуры нам не удалось – в ведомстве заявили, что не вправе давать какие-либо разъяснения по этому инциденту. В региональном управлении СКР попросили дождаться официальных данных расследования.

«С учётом полученных в ходе производства неотложных следственных действий и оперативных мероприятий сведений, а также данных о личности задержанного, следствием СКР в суд направлено ходатайство об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Суд, рассмотрев представленные материалы, согласился с доводами следствия, заключив обвиняемого под стражу сроком на два месяца, до 3 ноября 2017 года включительно.

В настоящее время органами регионального СКР по уголовному делу продолжается выполнение комплекса мероприятий, направленных на сбор доказательственной базы, выясняются причины и мотивы совершённого преступления», - говорится в официальном сообщении регионального управления СКР.

Сколько ещё таких водителей с отклонениями в психике ездят по стране? Когда будет сформирована та самая правоприменительная практика по изъятию у них прав на управление каким-либо транспортом? 

 

Главное фото: 66.mchs.gov.ru