В центре Донецка тихо, жизнь здесь кажется совершенно мирной. Но во время обстрела окраин, грохот взрывов здесь хорошо слышен. Город прекрасен: фонтаны, аккуратно подстриженные газоны, чистые улицы. Работают рестораны, кафе, общественный транспорт. Донецк называют городом «миллионов роз» - и это правда: розы в Донецке повсюду. За время боевых действий в 2014-2015гг. в ДНР погибло 30 работников ЖКХ. Под обстрелами они восстанавливали коммуникации, сажали цветы, стригли газоны. Такая вот невероятная самоотверженность и любовь к своему городу… Поэтому сегодня, например, дороги в Донецке лучше, чем во многих российских мегаполисах, где войны не было минимум полвека.
Но Донецк на военном положении – хоть на центральных улицах этого совсем не видно. Комендантский час с 23.00 до 6.00. Из-за войны много людей уехало. Город полупустой. У всех административных зданий – часовые с автоматами. Их запрещено х фотографировать и снимать на видео. Предупреждение об этом есть в аккредитационном бейдже любого журналиста. Вообще для сотрудников СМИ здесь существуют 2 аккредитации: гражданская и военная. Военная выдается по желанию, с ней можно работать на передовой. Но получить ее могут не все – только те журналисты, которые заслуживают доверия Министерства информации и Министерства государственной безопасности ДНР.
В гостиницах Донецка дежурят гражданские охранники, вооружённые огнестрельным оружием – пистолетом Макарова и двумя обоймами про запас. Общественный порядок охраняет полиция и Республиканская государственная служба охраны (РГСО), что-то вроде российской ФСО. Стал невольным свидетелем, как сотрудники РГСО вразумляли одного пьяного мужчину. Вообще люди в форме вызывают уважение у жителей Донецка. Все понимают - идёт война.
В ДНР официальная валюта – российские рубли. Все цены указаны только в российских рублях. Правда, ни российских, ни международных банков нет - только «Центральный республиканский банк ДНР». Для безналичного расчета в республике принимают только карты ЦРБ ДНР. Терминалов очень мало. Поэтому в основном в ходу наличные деньги. Из-за вооенного положения в ДНР нет ни одной страховой организации. Хотя по республике ездят и машины с российскими номерами. Кстати, российские водительские удостоверения здесь легитимны - с ними можно ездить по ДНР.
Из сотовых операторов есть только Водафон - МТС-Украина. У остальных российских операторов международный роуминг через Украину. Если купить местную симку Водафона, то внутри сети можно разговаривать бесплатно. Однако российский МТС бесплатным не будет. В ДНР создали и свою сотовую связь «Феникс». Она покрывает зоны военных действий. По телефону в открытом эфире могут говорить: «Поеду туда, где только Феникс работает». Это значит, что человек отправляется на передовую.
В ДНР по сравнению с временами «под Украиной» заметно сократилась коррупция. По дороге с российского КПП «Успенка» в Донецк мой таксист превысил скорость. Его остановили сотрудники ГИБДД. Брать наличные с водителя наотрез отказались: «Это коррупция! Права заберете по месту жительства, когда оплатите штраф в 500 рублей». Дело в том, что потерять работу в республике легко, а найти трудно. Система взимания штрафов устроена так, что у нарушителя в любом случае изымается водительское удостоверение до оплаты штрафа. Кстати сказать, сотрудники полиции и госавтоинспекторы здесь на удивление вежливые. Говорят, что сказывается война 2014-2015гг., когда возмущенные ополченцы могли просто открыть стрельбу на поражение или бросить гранату. С коррупцией, помимо правоохранительных органов, борются и военные. К примеру, история из Новоазовска: там до недавнего времени сотрудники ГАИ обдирали водителей без оснований - «по настроению». В город зашел спецназ «Чечена» (известный идейный командир, воюющий с 14-го года, украинцы назвали его «чеченцем» за его бороду, а он на самом деле старовер), и военные, узнав от жителей об инспекторах-беспредельщиках, провели проверку и арестовали взяточников – теперь их ждет суд.
Сейчас Донбасс находится в военной, политической и экономической блокаде. Транспортное сообщение в основном через Россию и только автотранспортом. Полноценное железнодорожное сообщение отсутствует. Авиасообщение тоже. Железная дорога работает весьма специфически есть электричка, которая едет с пересадками (электричка-дизель) до границы в районе КПП «Успенки». Там после таможенного контроля люди пересаживаются на российскую электричку и уже едут дальше. РЖД страшно боится санкций, поэтому не только пассажирские, но даже грузовые вагоны не пересекают «украинскую границу».
Главная валюта Донбасса – это уголь. Но после революции торгово-экономические связи оборваны. Некоторые шахты простаивают и перешли на 4-дневную рабочую неделю. Добыча угля сокращена.
Часть угля идет в Крым, например. Но в России уголь Донбасса берут неохотно – ведь он создает конкуренцию российским предприятиям, которые, к примеру, добывают угль в Ростовской области. Интересно, что месторождения топлива в Ростовской области в некотором смысле тоже являеются «Донбассом» - Донецким каменноугольным бассейном.
Среднемесячная зарплата в ДНР – 5500 рублей. В самом Донецке немного больше. Хотя есть рабочие, которые получают ещё меньше, т.к. производство простаивает из-за внешней блокады со стороны Украины.
Соавтор статьи: Сергей Белоус
Фото: Сергей Белоус, Максим Румянцев