en
19.04.2021
en
Центр свободной журналистики
Правда - наше оружие
+7 922 179 54 52
75.5535
90.4602

«Партнерство» без партнеров

"Восточное партнерство" — это польско-шведский проект, его задачей была отрыв Украины от России"

30 марта 2021 в 10:54

В мае 2009 года Европейский Союз учредил программу «Восточное партнерство». Ее участниками стали шесть государств бывшего Советского Союза: Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан. Целями «Восточного партнерства» декларировались развитие интеграционных связей между странами «Восточного партнерства» и ЕС, обеспечение стабильности, энергетическая безопасность и увеличение контактов между людьми. Между тем именно в странах-участницах «Восточного партнерства» наблюдается самое большое количество территориальных и сопряженных с ними конфликтов, а самым громким из недавних стали активные боевые действия в Нагоном Карабахе. Правда, их удалось остановить, но не благодаря «Восточному партнерству». Накануне предстоящего саммита «Восточного партнерства» Центром европейско-азиатских исследований (Россия, Екатеринбург) и Издательским холдингом «Иравунк» (Армения, Ереван) был проведен совместный «круглый стол» в формате онлайн, в котором приняли участие эксперты из России, Армении и Грузии.  По его итогам встречи все участники пришли к заключению о том, что «благие пожелания» оказались очень далеки от реальности.

Координатор программы в Международном Центре по конфликтам и Переговорам, эксперт Центра европейско-азиатских исследований Заал Анджапаридзе (Грузия, Тбилиси) сказал, что «Восточное партнерство» мало что сделало для снижения конфликтности в странах-участницах. По опыту Грузии попытки организовать диалог с «отколовшимися» территориями по принципу «вовлеченность без признания» в обход правительства Грузии, не дали никакого эффекта. Из этого получились лишь «добрые намерения», которые способствовали только увеличению взаимной напряженности, далекой от нахождения компромиссов. Стороны конфликта еще больше разошлись друг с другом в оценках сложившейся ситуации, не оставляя пространства для сближения.   

Председатель партии «Союз Конституционное право» Айк Бабуханян (Армения, Ереван) отметил, что с 2008 года «Восточное партнерство» так и не стало локомотивом развития ни в одном из шести государств-участников «Восточного партнерства», в том числе и в Армении. Повсюду увеличилась внутриполитическая нестабильность, деградировала социальная сфера. В армянском гражданском обществе появилось много деструктивных НКО, спонсируемых Западом, различные секты. Никакого укрепления политической системы не произошло. Прямыми следствиями этой программы можно считать и недавний конфликт в Нагорном Карабахе с его итогами и нынешнюю, в прямом смысле взрывоопасную, внутриполитическую ситуацию в Армении.

Но другого результата, по мнению заведующего Центром глобальных исследований и международных проблем Дипломатической академии МИД Российской Федерации Вадима Козюлина (Россия, Москва) и быть не могло. В своих воспоминаниях бывший министр иностранных дел Польши в правительстве Дональда Туска Радослав Сикорский признался, что «Восточное партнерство» — это польско-шведский проект. И его задачей были не изначально декларируемые цели, а отрыв Украины от России. И эта цель достигнута, правда, ценой территориальных потерь для Украины и непредсказуемой внутриполитической обстановкой. Про нынешнее состояние украинской экономики можно вообще не говорить, страна в упадке. Вот и весь «партнерский» результат. Откровенно говоря, под таким же углом зрения стоит рассматривать и утвержденную Советом ЕС в июне 2019 года    новую стратегию в Центральной Азии, когда под прикрытием якобы хороших намерений преследуются геополитические интересы, в том числе и отрыв государств этого региона от России.

Подводя итоги «круглого стола», модератор, Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков (Россия, Екатеринбург), подчеркнул, что и в плане развития экономики все страны «Восточного партнерства» не получили серьезного стимула, обещанный доступ на европейские рынки не дал ощутимого эффекта. При этом фирменным стилем в отношении стран-участниц стали политически обусловленные варианты финансовой помощи, идущие в разрез с культурными и национальными традициями народов – признание однополых браков или союзов, ювенальная юстиция и другие законодательные «новации» по отношению к разного рода «меньшинствам».  Андрей Русаков поблагодарил всех коллег за интересный разговор.  Все участники выразили пожелание регулярно встречаться в таком формате по актуальным вопросам на постсоветском пространстве.