Началось все с того, что сысертская администрация решила попытаться навести порядок в сфере ритуальных услуг. Был создан «Центр муниципальных услуг Сысертского округа» (далее - ЦМУ), возглавил его Михаил Филиппов – 31-летний уроженец Екатеринбурга. По образованию юрист. По данным Uralweb.ru, в столице Урала работал судебным приставом. Назначен директором вновь созданного муниципального бюджетного учреждения в январе 2019 года. Задача нового ЦМУ – наведение порядка на кладбище, вывоз мусора и прочее. Кроме этого, учреждение занимается межеванием участков и выдачей разрешений на захоронение. Конкретно этим занимаются два инспектора – Иван Русак (отвечает за Большое Седельниково, Ключи, Двуреченск) и некий Александр Саулин (отвечает за остальные населенные пункты, в том числе Сысерть).
Местная газета «Маяк» пишет, что теперь заявление о разрешении на захоронение жители должны подавать в кабинет №3 администрации округа. Как объясняет Михаил Филиппов, по административному регламенту эту услугу должны оказать в течение ТРЕХ (!) дней. И никого не волнует, что по устоявшимся традициям, на третий день, как правило, уже хоронят.
Казалось бы, администрация хотела сделать как лучше, навести порядок, но не тут-то было. После нововведений у жителей Сысерти появились проблемы.
«Муж умер в пятницу вечером. В понедельник получила справку о смерти, в 14:45 была на кладбище. Позвонила Александру (инспектору, – прим. Freepressa). Он сказал, что вот только в 14 часов там был и сейчас поехал по району. Сейчас лучше подъехать к Михаилу (директору ЦМУ Филиппову, – прим. Freepressa) к 14 часам в администрацию. И только я собралась идти в администрацию, Александр перезвонил, сказал, что Михаил тоже уехал. Завтра к 09:00 он будет ждать меня на кладбище. Во вторник должны были состояться похороны, уже заказана столовая, прощание, люди летят на самолете из других городов… В 9 часов утра я пришла на кладбище, ведь могила-то не копана! Александр опять не смог подъехать. Я уже пошла к копальщикам «Службы похорон» и попросила их копать. Позвонила снова Александру, он разозлился, сказал, что им никто не разрешал копать, что он может остановить похороны на пять дней, и нужно идти к Михаилу в Администрацию. Но у нас похороны через два часа… Я уже не знала, как донести до него это. В итоге он мне по телефону дал разрешение на захоронение. Ужасно все это», — цитирует «Сысертская неделя» возмущение жительницы Сысерти.
Как было раньше?
Ранее в Сысерти было две основных компании – ООО «Служба похорон» и похоронный дом «Хэлп».
Директор первой компании – Ольга Ткаченко, соучредитель – Виктор Джупина. Именно он работает в Сысерти чуть ли не с советских времен. Его знают практически все жители города. И отзываются они о работе Джупины в основном положительно. Многие говорят, что он помогал, оказывал услуги в рассрочку для тех, у кого денег не было. Никаких процентов не брал.
Газета «Маяк» цитирует слова местной жительницы Людмилы Кадниковой: «Раньше к Виктору обращалась во время похорон, сразу все оформляли: четко, быстро. А теперь мне не понравилось, что надо звонить какому-то Александру, чтобы он место отвел. А ему некогда. Грязно, дождь, но надо ждать. Сами хотели копать, а какой-то мужчина сказал: «Как это сами? Только мы». 16 тысяч взяли, бегали за мной во время похорон прямо, деньги требовали».
На квитанции стоит подпись некой Коротковой. С появлением этой фамилии в ООО «Служба похорон» начались большие проблемы.
Как стало?
«После того, как Филиппов взял на работу инспектора Александра Саулина, начались настоящие девяностые. Никто даже подумать не мог, что такое в 21 веке возможно. Александр однажды заявился на кладбище на автомобиле Range Rover в компании каких-то качков. Они говорят, что теперь копкой могил в Сысертском районе будут заниматься люди Романа Короткова», — рассказывает корреспонденту Freepressa директор службы похорон ОльгаТкаченко.
По ее словам, сотрудникам местной компании начали угрожать.
«Когда наши сотрудники после этого начали копать могилу, люди Короткова стали открыто угрожать им. Говорили, «это наше кладбище, теперь мы тут копаем», «будете копать, мы вас этими же лопатами забьем и в могилу сбросим». Угрожают и Виктору Джупине, обзывают его, обещают убить, если продолжит работать», — говорит Ткаченко.
Не так давно в службу похорон обратилась сотрудница местной прокуратуры. Инспектор Александр выдал ей справку, разрешение на захоронение, попытался навязать услуги Короткова, но женщина отказалась. Она настаивала на том, чтобы могилу копали сотрудники Виктора Джупины. Говорила, что их работа вполне ее устраивает, других не хочет.
«Пришлось копать нашим ребятам. Как только они начали работать, подошел какой-то мальчик, сказал: «сейчас подъедут, ожидайте». Мы все вышли следить, чтобы ничего не произошло. Я с кнопкой вызова вневедомственной охраны, через три могилы отец одного из сотрудников с монтировкой сидел на всякий случай. Ну а что делать? Страшно. В итоге на автомобилях Range Rover и Land Cruiser приехали братки мафиозного вида и сам Роман Коротков, снова начали угрожать, оскорблять. Я была вынуждена вызвать вневедомственную охрану. Приехала полиция, участковый, всех стали опрашивать. Коротков начал припугивать всех высокопоставленными сотрудниками полиции из Екатеринбурга, начал называть какие-то фамилии. В итоге их забрали в отделение для дачи разъяснений. А выпустили, они снова приехали к нам в офис разбираться», — вспоминает директор ООО «Служба похорон».
У Ткаченко имеется и аудиозапись, на которой люди Короткова угрожают прежним могильщикам. В аудиозаписи – нецензурная лексика, угрозы, брань. Все это напоминает сериал про девяностые на канале НТВ. Мужчины спортивного телосложения приезжают на дорогих машинах, обещают убить и в землю закатать. Говорят, что у них все «схвачено» и с чиновниками, и с силовиками, сопротивляться бесполезно. Все вопросы решаются с Романом. В противном случае – расправа.
Жители Сысерти уверены, что столкнулись с настоящими бандитами. Как с ними бороться – не знают. В «Центре муниципальных услуг Сысертского округа» связь с «братками» отрицают. Правоохранители бездействуют, администрация тоже.
Всем известно, что похоронный бизнес - криминальный еще с советских времен. Но такое бесстрашие и открытая вседозволенность просто поражает.
«Откровенный беспредел», — называют происходящее жители Сысерти.