en
25.04.2024
en
Центр свободной журналистики
Правда - наше оружие
+7 922 179 54 52
92.5058
98.9118

Ультиматум Богородице

Русская Православная Церковь попросила воздержаться своих чад от поездок на Афон после неканоничного и вероломного поведения Константинопольского Патриарха Варфоломея. Однако за 2 месяца позиция РПЦ диаметрально поменялась. Двойственность канонических прещений (запретов).

25 марта 2019 в 16:16
Главный редактор

15 октября 2018 г. Священный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ) заявил о разрыве евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом (КП) со всеми вытекающими последствиями из-за вторжения КП на каноническую территорию РПЦ и из-за принятия в общение раскольников, анафематствованных в другой Поместной Церкви. «Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», — говорится в Заявлении Синода РПЦ.

22 октября 2018 г. на пресс-конференции пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков сообщил«С моей точки зрения, все же стоит на некоторое время воздержаться от посещения Святой горы, и не потому, что мы хотим кого-то обидеть, а потому что сейчас складывается такая ситуация, когда это будет не очень-то полезно в дисциплинарном отношении», — сказал он. В чем заключается «дисциплинарность» и «полезность» такого решения, кому оно будет полезно, отец Александр Волков не пояснил.

03 ноября 2018 г. на телеканале «Россия 24» в программе «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Илларион подтвердил невозможность евхаристического общения с КП, в т.ч. и с афонскими монастырями: «…афонские монастыри относятся к юрисдикции Константинопольского Патриарха, а потому решения о невозможности евхаристического общения с Константинополем, которые были приняты на последнем заседании Синода Русской Православной Церкви, распространяются также и на афонские монастыри».

21 декабря 2018 г. на епархиальном собрании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вопреки Заявлению Синода РПЦ разрешил мирянам причащаться в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, который находится в юрисдикции КП: «Механически распространить вот этот запрет на наш монастырь, это значит, конечно, в первую очередь, в том числе ослабить духовную жизнь нашего монастыря, который менее всего несет ответственность за пагубные поступки Константинополя. Поэтому я считаю, что в нашем монастыре русские православные люди могут приступать к Таинствам».

28 декабря 2018 г. на телеканале «Россия 24» в программе «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Илларион подтвердил позицию Патриарха Кирилла о возможности евхаристического общения мирян в «Руссике» и объяснил это «русскостью» монастыря и его строительством на русские деньги: «Он принадлежит Константинопольской Церкви, как и все афонские монастыри, но мы знаем, что этот монастырь строился русскими монахами на русские деньги, там русское и украинское монашеское братство, там богослужение совершается на славянском языке, и те миряне из Русской Православной Церкви, которые будут посещать этот монастырь, они там могут причащаться святых Христовых таин».

Я.Котанидис, фото: ok.ruЛидер общественного движения в Греции «За Россию» Яннис Котанидис пояснил, что Русская Православная Церковь могла потерять Русский Свято-Пантелеимонов монастыре на Афоне: «Если бы иерархи РПЦ ещё немного промедлили с возобновлением евхаристического общения с «Руссиком», то Патриарх Варфоломей подключил бы весь свой авторитет и либо поменял бы игумена в монастыре, чтобы поставить там подконтрольного себе настоятеля, и постепенно выдавил бы из него русскоговорящую братию; либо благодаря влиянию Патриарха Варфоломея приехал бы греческий спецназ штурмовать русскую обитель, чтобы моментально изгнать русских монахов. К примеру, точно так же было с другим афонским монастырем «Ефсигмен», когда греческий спецназ приехал его штурмовать — монастырь отказался поминать Патриарха Варфоломея (состоять с ним в евхаристическом общении). Но там было проще, поскольку там монахи — этнические греки, а здесь русскоговорящие».

Такая позиция церковных иерархов Руской Православной Церкви настораживает и не выдерживает критического осмысления. Их позиция непостоянна, и, вопреки заявленной в Минске каноничности, на первое место выступили: язык богослужения, национальная принадлежность монахов и источники финансирования.

Почему такого же снисхождения у Патриарха Кирилла нет к другим афонским монастырям, которые точно так же, как и наш «Руссик», «менее всего несут ответственность за пагубные поступки Константинополя» и непричастны к неблаговидным действиям Константинополя? Почему Патриарх Кирилл не разрешает мирянам участвовать в таинствах в других монастырях на Афоне — в Уделе Богородицы?

С каких пор язык богослужения, источники финансирования, национальность монахов стали признаками каноничности, по которым можно получить разрешение от Патриарха на участие в Таинстве причастия? Почему принцип каноничности диаметрально противоположно поменялся за два месяца в пользу одного монастыря и не соблюдается в пользу других афонских монастырей? К примеру, в болгарском «Зографе» и сербском «Хиландаре» тоже служат на славянском языке. Причем во всех обителях Афона (кроме «Ефсигмена») поминают Патриарха Варфоломея, и в нашем «Руссике» тоже. Только в «Руссике» так же наравне с Патриархом Варфоломеем поминают на литургии ещё и Патриарха Кирилла.  

Игуменья Св.Горы, gallery-afon.orgНе боятся ли наши иерархи разгневать Госпожу Богородицу таким отношением к Афону и такими дисциплинарными мерами? Афон — это Удел Богородицы. Паломники из числа чад Русской Православной Церкви едут к Ней. Известно, что Игуменья Афона — Сама Богородица. И своими личными советами пресс-секретарь Патриарха священник Александр Волков рекомендовал мирянам и священникам не ездить к Царице Небесной, Которая может изменить даже Суд Божий. В качестве примера можно привести как раз чудо афонской ватопедской иконы «Отрада и Утешение», когда именно Богородица изменила Суд Божий и Ватопед не разграбили разбойники. Почему пресс-секретарь Патриарха священник Александр Волков в качестве дисциплинарной меры не отговаривает российских туристов ездить, к примеру, в Турцию? Это как раз каноническая территория Константинопольского Патриархата. Отец Александр Волков мог бы точно так же, например, посоветовать российским туристам ездить на наши российские курорты вместо турецких, критских, греческих; ещё у КП есть епархии во Франции, Германии, Швеции, Скандинавии, и т.д. Весь список епархий КП здесь.  Кого проучили наши иерархи и пресс-секретарь Патриарха? Афонских монахов?

На самом деле Патриарх Варфоломей очень хорошо обвёл наших иерархов вокруг пальца: русские паломники не ездят теперь на Афон и на Украине он новой церковью обзавёлся в виде ПЦУ. У Константинопольского Патриарха есть зуб на афонитов — Священный Кинот Афона не поддержал Варфоломея в его вторжении на каноническую территорию РПЦ. В некотором смысле теперь он им отомстил.

Для чего же тогда и за что иерархи Русской Православной Церкви поставили такой ультиматум Богородице по Афону?

Кстати, причащаться на Афоне в монастырях, т.е. участвовать там в Таинствах, грехом не является, и вот почему: ни одна из Поместных Церквей, которая осудила действия Константинопольского Патриархата и не принявшая за Церковь новообразованную ПЦУ, тем не менее, не разорвала евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом - раскольником в полном смысле этого слова. Ни одна Поместная Церковь Константинопольский Патриархат и самого Патриарха Варфоломея раскольниками не считает.

 

На главном фото: Афон, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь.

Фотогалерея

Яннис Котанидис

Игуменья Святой Горы, фото: gallery-afon.org