en
29.03.2024
en
Центр свободной журналистики
Правда - наше оружие
+7 922 179 54 52
92.2628
99.7057

Суд узаконил прокурорский произвол?

Адвокаты, общественные организации и СМИ теперь могут получать незарегистрированные ответы от государственных структур в произвольной форме в виде шпаргалок и причём с личных ящиков чиновников. Суд узаконил системный кризис в Свердловской прокуратуре. Беспрецедентное решение в судебном деле телевизионной программы «Дело Румянцева».

13 сентября 2016 в 22:39
Главный редактор

Эта история началась в декабре 2015г., когда программа «Дело Румянцева» обратилась с официальным редакционным запросом к прокурору Свердловской области Сергею Охлопкову по факту прокурорского реагирования на жалобы граждан о состоянии дороги Н.Тагил – пос.Серебрянка. Редакция получила «ответ» - старший помощник по работе со СМИ Марина Канатова прислала со своего личного почтового ящика простое письмо в формате doc. Признать официальным документом такой ответ прокуратуры Свердловской области невозможно ни по одному параметру деловой переписки. Чтобы ответ считался официальным, он должен быть написан на официальном бланке, содержать регистрационные данные, иметь отметку об ответственном исполнителе. Отправлен такой документ может быть либо с официального электронного ящика ведомства, либо Почтой России. Так что письмо Марины Канатовой не соответствовало ни нормам деловой переписки, ни Инструкциям Генеральной прокуратуры, утверждённым Генпрокурором Юрием Чайкой. Все эти требования прокуратура Свердловской области и её сотрудник проигнорировали, поэтому неформальный ответ Канатовой не имел никакой юридической силы. Использовать его для официальных сообщений в СМИ оказалось невозможно.

Редакция программы «Дело Румянцева» сначала попыталась обжаловать такие действия сотрудников прокуратуры через её руководство – областного прокурора, но Сергей Охлопков официально сообщил, что нарушений никаких нет. Тогда редакция обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконными бездействия Прокуратуры Свердловской области и старшего помощника областного прокурора по работе со СМИ.

В ходе судебного процесса адвокат Редакции Эльвира Левицкая заявила, что истец готов получить официальный ответ прямо в суде для заключения мирового соглашения и урегулирования конфликта, поскольку можно утверждать, что Редакция спустя почти 7 месяцев так и не получила официальный ответ на свой запрос, но представитель Свердловской прокуратуры Марина Канатова отказала. Она считает, что ответ был дан в надлежащей форме.  

 

Октябрьский районный суд Екатеринбурга в лице судьи Л.Лукичёвой отказался признать приведенные редакцией программы "Дело Румянцева" факты нарушением в работе прокуратуры Свердловской области, юридически оправдав сомнительные действия как старпома по работе со СМИ, так и самого прокурора Свердловской области.

Глубинные последствия такого судебного решения могут сказаться на работе не только журналистов, но и адвокатов, общественных организаций и юридических лиц. Поскольку теперь, ссылаясь на это судебное решение, государственные и надзорные структуры могут отправлять неформальные ответы в произвольной форме, шпаргалки, с личных ящиков в качестве официального ответа ведомства. К этим структурам можно отнести и суд. Адвокат Эльвира Левицкая считает, что такое судебное решение нельзя оставлять без обжалования: "Своим решением суд создал достаточно опасный прецедент, фактически исключив из сферы действия Инструкции о делопроизводстве в органах  прокуратуры все обращения граждан и юридических лиц, с формальной ссылкой на Инструкцию о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности органов прокуратуры. Такое решение незначительного на первый взгляд вопроса о форме предоставления ответа на запрос может повлечь за собой более чем негативные последствия. Так, отныне по мнению суда работники прокуратуры могут отвечать на запросы в любой, понравившейся им форме, в том числе, и в той, которая исключает возможность дальнейшего использования ответа для предоставления в иные государственные и судебные органы. Например, на запрос гражданина, общественной организации, адвоката работник прокуратуры может ответить простым электронным письмом, никак не заверив свой ответ, и по мнению суда этого вполне достаточно. При этом, ясно что потом такой ответ попросту нельзя предоставить ни в одном из судебных или административных дел, что устраняет сам смысл запроса. Мы считаем, что такого рода судейское благословление подобного рода чиновного произвола в рамках правового государства является недопустимым и продолжим дальнейшее обжалование указанного решения".

Из всего что произошло, напрашивается вывод, что нарушать закон и должностные инструкции в принципе нельзя, но Свердловской прокуратуре немного можно. Редакция программы «Дело Румянцева» и её адвокат Эльвира Левицкая намерены не только обжаловать данное судебное решение в апелляции, но и дойти до Конституционного Суда.

Фактически редакция программы «Дело Румянцева» до сих пор не получила официального ответа от прокурора Свердловской области на свой запрос, отправленный ещё 22 декабря 2015г.

 

 

Тот самый неформальный ответ прокуратуры Свердловской области, отправленный с личного ящика старпома Марины Канатовой.

 

Фотогалерея